Ребенку два года, и он говорит отдельные слова, по отдельности слоги повторяет, а соединить не может. ПапА вместо Пока говорит, Дада вместо вода.
Вы консультируетесь у логопеда, и слышите фразу "Проблемы с переключением". Что же за переключение такое?
Был такой прекрасный педагог, Николай Александрович Зайцев. Возможно вы что-то слышали о кубиках Зайцева, о методике обучения чтению Зайцева. Эта методика основана на таком понятии, как склад. И склад - вовсе не то же самое, что слог.
Склад - это одно движение, один уклад органов артикуляции, одна поза. Попробуйте сейчас сказать, например "Ма" - как вам кажется, это два движения - М+А или, скорее, одно? А "Пу"? Вот это вот движение и есть - склад. А теперь - "Вода". Сколько движений? Правильно, два разных. И с одного на другое необходимо переключиться.
Малыши двухлетнего возраста только овладевают этой наукой. Поэтому отдельно Па - скажет. Отдельно Ка - повторит. А теперь вместе - Пока - ПапА! В два года это пока нормально. Но до двух с половиной лет научиться переключаться совершенно необходимо, потому что без переключения не будет фразовой речи, ведь фраза состоит из множества разных складов. Да и вообще, разумеется, никакого развития речи без переключения не подразумевается, ведь слов из одинаковых слогов в нашем языке совсем немного.
Что же делать, если уже, например, два года и три месяца, а все ещё ПапА и дадА? Начинаем помогать.
Для того, чтобы научиться переключаться с одной позы на другую в артикуляционном аппарате, то есть с одного точного дифференцированного движения на другое, необходимо научиться это делать на более простом, так сказать, материале. Начинаем с крупной моторики. Топни-хлопни. Топни-прыгни. Тут неоценимую помощь окажут всевозможные логоритмики и песенки с движением.
У жирафа пятна-пятнышки везде - на шее! На локтях! На спинке! На ногах!
Вот носик, вот глазки, вот щёчки, вот лоб!
Потопаем, похлопаем, присяжным и попрыгаем!
Помимо ознакомления с частями тела, развития внимания и так и далее - это прекрасные упражнения на переключение.
Справляется ребенок? Пробуем поработать руками. Кулак-ладошка. Кулак-коза. И всевозможные пальчиковые игры.
Получается? Переходим к артикуляционной гимнастике. Улыбка-трубочка. Язык высунь - язык спрячь. Открой рот - закрой.
И, наконец, переходим уже собственно к складам - укладам. На гласных учиться проще - У-И. А-О. Отработав гласные, переходим к согласным - Ба - Ка. И вот на этом этапе а, возможно, гораздо раньше, ПапА в Пока и превратится.