История от частнопрактикующего психоаналитика, записанная по памяти с возможными искажениями.
Обратился к нему клиент со специфической интернет зависимостью. Мужчина 48 лет, женат, взрослые дети, занимался какой-то инженерией. Поселился в Facebook. Проснулся – проверять лайки и комменты, за едой – тоже в смартфон. Даже в машине на светофоре. Ничего особенного. Френды множатся, посты ширятся. И вести себя он начинает там всё свободнее и откровеннее. Интимным делится. Чувствует, до добра такое расчехление не доведёт. И тогда создал он себе вторую страничку под виртуальную личность. Тайную. Вот доктор единственный, кому об этом рассказал.
Поставил случайные имя и фамилию, 28 лет (ровно двадцать себе скинул). А на аватарку прилепил собственное фото в молодости – узнать сложно. В образовании: вместо своего технического им. Баумана – театральное им. Щукина. В интересах: мотоциклы и управляемые сны. Отметил кучу мест, в которых типа был: Кейптаун, Иокогама, Гонолулу. Место работы - первая пришедшая в голову латинская аббревиатура, а должность - главный по атмосфере.
Зафрендил друзей сына, а дальше - кого Цукерберг рекомендовал. И как взбредет написать какую-нибудь глупость политическую или сексуальную фантазию обсудить, так переключается на другой аккаунт.
Постепенно этот другой человек начал обретать своё лицо. Личность-то молодая. Пришлось следить за собой: пионерское детство не вспоминать, словечки старорежимные отбросить. Избавить свои посты от груза реального жизненного опыта. Так родился этакий виртуальный мистер Хайд. Живет себе этот блогер Хайд легко и свободно: под селфи девушек из фитнесов и курортов лайки ставит, с Варламовым полемизирует да ссылки на “Дневник хача” постит.
Теперь утром просыпается - два аккаунта просматривает. Главное только не ошибиться: всё время следить, под каким именем зашёл и кому отвечаешь. Чтоб проще было, завел второй смартфон. Потом для прикола сам себя зафрендил. Сам себе коммент написал. А потом обнаружил, что сам с собой в перепалку вступил. Поругался и забанил. После этого пошёл к психологу.
Шутка. К психологу он пошёл по другой причине. Произошло то, что описал и, получается, предсказал Роберт Льюис Стивенсон: Хайд постепенно начал вытеснять Джекила. Сначала из виртуального пространства. У Джекила около 700 френдов, а у Хайда – больше 3 тыс., да ещё пара тысяч подписчиков. Постов от себя реального стало постепенно всё меньше и меньше. Хайд оказался элементарно интереснее, свободнее, ярче. Отношения с френдами насыщенней. Пока виртуальные. Но и это не страшно.
Хайд начал вылезать из Facebook в реальную жизнь. Стиль онлайн общения 28-летнего блогера, словечки, манеры, реакции начали выливаться на коллег, клиентов, друзей, семью. Изменения коснулись гардероба. На предплечье появилась татушка. От попытки развиртуализации с поклонницами удерживали остатки здравого смысла вкупе с изображением в зеркале. Мужик занялся фитнесом и стал подумывать о подтяжке лица. Начал копить на мотоцикл и поездку в Иокогаму...
Психоаналитик ему что-то там насоветовал и назначил повторную встречу, на которую мужик не пришёл. Психоаналитик подписался на оба аккаунта - всё-таки, интересно. Через несколько месяцев осталась только страничка Хайда – вторая закрылась. Будучи последовательным в своих изысканиях, психоаналитик позвонил клиенту – номер больше не обслуживался.
Благодарю Александра Петросяна за предоставленное для иллюстрации фото