Приближался праздник, в который женщине, живущей в одиночку, особенно грустно. Но это не про меня, уже привыкла. Думалось о другом: скоро лето, длинный отпуск, на который всегда не хватает денег, а значит, опять без путешествий, ну разве что на велосипеде по окрестностям. Неплохо, но…
И снова зашла на сайты автомагазинов. Помечтать о машине и автопутешествиях. Особенно активно предлагал свои сказочные условия продажи салон «К-Моторс» (Краснодар): скидки, содействие при оформлении кредита. И я поддалась соблазну: заполнила заявку на сайте, указала, что нет первоначального взноса. Решила – откажут, конечно, ну хотя бы попробовала. Мне позвонила девушка из салона, уточнить кое-какие детали. При цифрах моих доходов скептически хмыкнула. Я тоже хмыкаю, и что! Да, вот такие бывают доходы. В некоторых местах я еще слышала микропаузы в нашем общении, как будто она давала мне понять, что я вряд ли могу надеяться что-либо, кроме самоката, купить. Так это я и без нее отлично понимаю. Уснула спокойно, с сознанием выполненного долга перед собой и без всяких надежд.
Утром (а светило солнце, выходной – красота!) мне опять позвонили из «К-Моторс», на этот раз молодой мужской голос мне радостно сообщил, что мне одобрили кредит без первоначального взноса, и поинтересовался, когда я подъеду за машиной. Я в замешательстве и с ощущением исторической минуты поворота в судьбе сказала, что завтра. На этот день у меня были планы и надо было обдумать происходящее. И вот здесь я совершила первую ошибку – я поверила, что все возможно, увидела себя за рулем собственной машины, мчащейся в светлое будущее. Совсем забыла, что бесплатный сыр только в мышеловке… Я даже забыла поинтересоваться рейтингами компании, где собиралась делать серьезное приобретение. А ведь сейчас это легко: просто забить название в поисковике и почитать отзывы.
Настал день Х. Я заказала такси – ехать на другой конец города. Мчусь, предвкушаю… Ну и, как это бывает, когда разгонишься на крыльях мечты, меня сразу поджидали мелкие неприятности: салон оказался пыльным невзрачным зданием с еле заметной вывеской на дверях, ничем не выделявшихся среди других похожих дверей. Вспомнила салон «Оками-Моторс» в Екатеринбурге, с которым связано столько приятных мгновений: первая новая машина, которую мы покупаем с мужем, эти блестящие поверхности авто, ароматы, предупредительный персонал, красивый интерьер и экстерьер.
Дальше – больше. Машины, которую я присмотрела на сайте (Киа Пиканто) в салоне не оказалось. Менеджер как-то невнятно объяснил, что она на каком-то складе аж в Ростове-на-Дону. И тут моя вторая ошибка – нет того, что нужно, разворачивайся и уходи. А я осталась. Прогулялась между новеньких на вид машинок, цены которых сильно кусались. Не могла себя заставить уйти. Еще не спустилась на грешную землю в своих мечтах. Пообщалась с вежливыми симпатичными менеджерами. Мне никто ничего не навязывал, даже пообещали за пару часов пригнать нужную мне машину из Ростова. А я верила. Видя, что я не ухожу, менеджер проводил меня в кредитный отдел (тут же в зале с машинами). Милая девушка расспросила меня обо всем. Я честно рассказала, дала документы отсканировать. А потом меня снова мягко, но настойчиво приложили к столу лицом: девушка дала мне «памятку» для общения с банками, когда те начнут мне звонить. В памятке были обозначены невероятные суммы кредита (чтобы уж наверняка хватило на любые мои хотелки), невероятные мои доходы и суммы первоначального взноса (иначе банки не будут рассматривать заявку). Я отшутилась, а надо было просто уже тогда бежать оттуда.
Банки звонят, я вру. Противно. Играю в чью-то неприятную мне игру. Сюр. Время меж тем идет. Все происходит неспешно, видимо, отслеживается степень прогретости клиента. Мой менеджер показал мне несколько машин с автоматической коробкой, на одной даже прокатил (хороша, чертовка!), предлагал сесть за руль, я отказалась. Меня не покидало уже чувство нереальности происходящего. В душе заворочался червячок сомнений, который рос достаточно быстро.
И вот я сижу за столом, читаю договор купли-продажи. Сосредоточиться не могу, глаза скользят, пропуская целые абзацы. Не делайте так! Возьмите себе время внимательно все прочитать, задать необходимые вопросы (хотя смысла в них нет - персоналу нужно продать, и объяснения найдутся на все), хорошенько над всеми формулировками подумать. Я ставлю свои подписи на страницах трех экземпляров договора. Меня убедили, что это необходимо сделать, чтоб салон запросил у банка сумму именно на конкретный автомобиль. Аминь!
Потом меня ведут по извилистым закуткам в полупустой кабинет (такое ощущение, что они здесь временно, даже не обживаются, голые стены, скромная меблировка). Там показывают некую таблицу, из которой я узнаю сумму ежемесячного платежа. Глаза у меня лезут на лоб. Все иллюзии, как шелуха, спадают. Я понимаю – меня обувают! Отказываюсь от таких условий кредита. Мне предлагают рассмотреть другую машину, чуть дешевле. Я нехотя соглашаюсь, а в голове стучит: что делать?! Ловушка! Ахтунг! Пишу сыну. Он скидывает отзывы о салоне: мошенники. Это я уже и сама поняла. А еще скидывает ролики и рассказы людей, побывавших в похожих передрягах в этом и других подобных автосалонах.
Мне показывают очередную таблицу платежей (даже не понадобилось новый договор составлять! – промелькнуло у меня в голове), она мало чем отличается. Я отказываюсь. Выражаю намерение расторгнуть договор. Меня подхватывает другой менеджер (у них там играют в хорошего-плохого этот - плохой), уводит опять по закуткам в другую полупустую комнату. Показывает, как писать заявление на расторжение договора (зачем я его подписала!!?) и между делом показывает два абзаца в договоре – где сказано про мою обязанность оплатить стоимость покупки, в противном случае, при расторжении я должна заплатить за некие дополнительные установки круглую сумму. Я колеблюсь, тут мне звонит сын, я ему выдаю свои сомнения. Он просит трубку передать менеджеру, что-то про мошенничество ему говорит, тот возражает – ваша мама сама пришла сюда и подписала договор. Резонно. Менеджер опять меня убеждает полюбовно разойтись – то есть мне соглашаться на кабальные условия кредита. А я понимаю, что реально не смогу платить по нему. И ныряю в омут – говорю, что все же допишу заявление на расторжение. Что-то внутри меня облегченно вздыхает и наполняет меня уверенностью, что это единственно правильное решение. Получив копию заявления с печатью и подписью этого «плохого» менеджера, ухожу из неприятного места.
Полная разбитость, усталость, истощенность. Пока еду на маршрутках домой, общаюсь с сыном и банками, куда салон направлял заявки на кредит. Выясняю, что заявка в «Экспобанк» не поступала, хотя именно платежи и проценты этого банка мне показывали в салоне. По крайней мере, девушка мне так ответила по телефону, когда я продиктовала свои данные. Полная нелепица. Я вспомнила, что этот банк и не звонил мне, когда я была еще в салоне. Звонил банк «Зенит», «Быстробанк», некий «Руснарбанк», менеджер которого иронично комментировала мою учительскую зарплату (в разы больше моей реальной) и упоминала о каком-то кредите, который я, якобы, когда-то в далеком 2014 году не погашала аж полгода. Я в шоке – не помню такого в своей кредитной истории, это явно не обо мне речь. Все это расшатывало меня тогда. Возможно, это часть стратегии, наверняка салон и банки работают в сговоре.
Вернувшись домой, снова обзваниваю банки, вынесшие положительное решение, пытаюсь отменить заявку на кредит, где-то удается, а в «Руснарбанке» - нет, предложили перезвонить после праздников, 9.03. Захожу в Сбербанк-онлайн, заказываю свою кредитную историю (плачу за это 580 рублей), боясь увидеть там многозначное число сегодняшнего кредита. Но, к счастью, нет.
8 марта утром мне опять звонят из «К-Моторс». «Добрый» менеджер (представился старшим менеджером) вежливо интересуется, в чем причина, почему я уехала из салона не на машине. Я вежливо объясняю, что передумала, что написала заявление на расторжение (как будто он этого не знает!) и что в банках отменила заявку. Он прощается, желает всего хорошего, приглашает к ним в салон еще. Обязательно! В следующей жизни! Если мне захочется мазохистских удовольствий.
Я не уверена, что моя история общения с «К-Моторс» закончилась. Есть же еще абзац про допоборудование, которое я должна оплатить. Это как в фильмах ужасов поверженный враг вдруг неожиданно поднимается и начинает крушить все с новой силой.