Помните у Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту», каким был мир без книг? Серым, безликим, бездуховным. Именно это произведение я вспомнила на первых кадрах фильма «Танцующий в пустыне».
Действие фильма начинается в Иране, где ребенку грозит исключение из школы за то ,что он танцевал. Почему танцы под запретом? Как выжить, если ты хочешь связать всю свою жизнь и с пластическим искусством?
Это биография танцора Афшина Гаффариана, который готов рискнуть даже своим здоровьем и жизнью ради исполнения мечты – карьеры великого танцора.
You Tube – его учитель. Просматривая ролики великих танцоров, Афшин учится искусству движения. Он восхищен пластикой Рудольфа Нуриева, восхищенно смотрит его композиции.
Так в университете создается нелегальная танцевальная группа, Элайя, подруга Афшина, рассказывает, что ее мама была танцовщицей и учила девочку, пока не умерла от наркотиков. Мама мечтала, чтобы девочка дарила свой талант публике. В любом зале тренировку могут отследить агенты шариатской гвардии, поэтому для репетиций Элайя и Афшин выбирают пустыню.
В послевыборных протестах в Тегеране участвуют миллионы недовольных действиями правительства, выходят на митинги и танцоры. Педагог-хореограф из Европы понимает, что им грозит беда, поэтому уезжает на родину. На прощание он говорит Афшину, что только в пустыне чувствовал себя свободным.
При задержании над Афшином цинично издеваются, советуя бить его артистично, называя танцоров пятнами на лике арабского солнца.
- Ты великий танцор и ты это знаешь, не дай никому себя остановить, даже мне», - такими словами Элайя прощается с Афшаном.
- Ты танцуешь в моем сердце, где никто тебя не найдет, - с этими словами он прощается с лучшими друзьями.
Удастся ли юноше бежать во Францию и получить право не только на политическое убежище, но и учебу в престижной танцевальной школе?
После просмотра фильма я прочитала интервью с Афшином Гаффарианом, где он говорит, что «несет культуру и историю своей страны на собственном теле». Его группа называется « Reformances », он стал автором книги совместно с социологом Батистом Пиззинатом о свободе художника в обществе.
Свою миссию танцор видит в наведении мостов между разными культурами и разрушении стереотипов.
А идею фильма о себе Афшан сформулировал так:
«создавать – это единственный способ находиться в этом мире».
Да, чтобы существовать, мы должны сопротивляться, а для того, чтобы противостоять, мы должны создавать.
А вам понравился этом фильм?
Жду ваших комментариев на канале «Фильмокнижие»