Найти в Дзене

Копеечные аплодисменты его величеству Капиталу

Оглавление

Многие не раз сталкивались с тем, как бизнес или власть пытаются изобразить всеобщую любовь масс к ним и ненависть - к их оппонентам. Платный политический троллинг и отзывы на фильмы, накрученные всеми правдами и неправдами профили в социальных сетях - всему этому несть числа. Конечно, это не исключает большого количества полезных идиотов, поддерживающих сильных мира сего бесплатно. Но без платной массовки этих людей было бы меньше, а голос их был бы слабее.

В далёком прошлом существовала такая профессия - клакёр. Эти люди своими аплодисментами или, наоборот, свистом организовывали суррогатный успех или провал того или иного выступления. Организованная группа клакёров называется клака. И то, и другое слово происходит от французского слова глагола claquer - хлопать. Профессия эта древняя, хотя и далеко не почтенная. И, прежде чем говорить, о её современных аналогах, дадим небольшой экскурс в историю.

Платные аплодисменты и не только

Клакёров нанимали ещё древнегреческие драматурги, а в Новое Время клака стала бичом академической музыки и театральной сферы. Густав Малер в бытность директором венской оперы, пытался запретить это явление. С клакой боролся и выдающийся дирижёр Артуро Тосканини. Рихард Вагнер, раздражённый постоянным вмешательством клакёров, снял с репертуара парижской оперы своего “Тангейзера”.

К 19 веку в клаке, как и во многих других профессиях, сложилась своя система разделения труда. Помимо банальных хлопальщиков и свистунов, существовали платные “знатоки” - полный аналог современных наёмных сетевых троллей. За сущие копейки эти господа вставляли свои едкие комментарии по поводу происходящего на сцене. Женщины использовались в клаке в качестве плакальщиц, некоторые даже могли за сходную цену симулировать обморок. Впрочем, всё это меркнет по сравнению с современными аналогами клаки.

-2

Не только лишь политика

Обычно речь о платном троллинге и тому подобных вещах заходит в сугубо политическом контексте. Мы сразу же вспоминаем китайский “умаодан ” и отечественных “ольгинских ”. Но, по хорошему говоря, этот сегмент индустрии не так значителен, как нам хотят внушить. Судя по сайтам для поиска подработки, спрос на подобные услуги в сугубо коммерческой сфере куда выше, да и ассортимент выше. Конечно, отчасти это вызвано тем, что политтехнологи стараются прятать концы в воду и маскируют платный политический троллинг под более невинные занятия.

Политические и неполитические заказы можно встретить на одних и тех же сайтах
Политические и неполитические заказы можно встретить на одних и тех же сайтах

Однако, положа руку на сердце, мы можем сказать - с точки зрения поддержки авторитета капитализма в целом, коммерческая клака куда важнее сугубо политической. Почему? Прежде всего потому, что подавляющую часть времени обывателя политика - будь то настоящая или суррогатная - совершенно не волнует. Его больше заботит где заработать денег, где их потратить и как провести свободное время. И здесь в дело вступают платные отзывы на работодателей и товары, на услуги банков и клиник, накрученные аккаунты в социальных сетях и купленные подписчики.

При этом многие популярные блогеры в том же Instagram не стесняются того, что покупают подписчиков. Дескать, без этого сегодня никуда. Но куда смотрят тысячи живых подписчиков? Неужели им приятно ходить в свите сетевого обманщика? И здесь не мешает учитывать два момента. Во-первых, подобные признания буквально тонут в потоке прочей информации, так что немалая часть аудитории их просто не замечает. Во-вторых, многие из тех, кто заметит, найдут не одно оправдание для подобной практики. В том числе и потому, что сами не прочь занять место своего кумира.

Но главный аргумент против такого массового обмана - вовсе не требования абстрактной морали. Да, врать нехорошо - но эти слова едва ли убедят рыцаря наживы. Не менее важно то, что все участники рынка вынуждены действовать в ситуации острого дефицита информации и её же воспроизводить. Не соврёшь ты - обманут тебя. Естественно, что в этом омуте с мутной водой в дополнительном выигрыше оказывается самый крупный налим.

Это означает, прежде всего, что в проигрыше оказываются потребители рекламируемых товаров и услуг, а также рядовые члены сетевой клаки. Вот вам и принцип “клиент всегда прав”, последнее слово в котором так и хочется заменить на “лох”. Что же касается сетевых подёнщиков, на чьём труде держится имидж брендов и медийных персон, то чем дешевле становится их труд, тем неизбежно хуже они работают. Поэтому, у организаторов сетевого надувательства то и дело возникает необходимость искать новые способы привлечь внимание масс. А причина проста - нужно просто больше платить. Тогда, быть может, клакёры будут громче хлопать в ладоши и улыбаться мало-мальски искренне.

Армия одного товара

Репутацию одного и того же товара в данный момент могут поддерживать усилия тысяч “литературных негров”, сетевых мёртвых душ и спецов рангом повыше, организующих их труд. Скажем, корпорация выпустила очередной крем. Для его раскрутки она привлечёт по дюжине блогеров в Инстаграме, Вконтакте и других популярных платформах, а также нескольких говорящих голов из YouTube.

Редко когда даже довольно скромные медийные фигуры создают и раскручивают свой контент исключительно сами. Более того, эта публика хочет свалить свою работу на чужие плечи максимально дёшево. В конце концов, в торговле воздухом фортуна весьма переменчива и надо успеть урвать побольше и перевести капитал в более основательную сферу.

Вот и полнятся сайты вроде Freelance.ru или Advego заказами на написание сценариев, монтаж видео и раскрутку постов. Работа у этих людей весьма рутинная, платят мало, да ещё и требуют всячески симулировать живой интерес. Ещё ниже располагаются авторы отзывов и комментариев, хозяева подставных аккаунтов в социальных сетях и прочая массовка.

12 латов - это ещё дорого

В одном из наших старых материалов мы обыграли похабный анекдот про 12 латов . Меж тем, по нынешнему курсу это не так уж и мало - порядка 1080 рублей. И знаете, очень многие люди работают и за гораздо более унизительные деньги. Скажем, опубликовать готовый отзыв на сайте стоит 48 рублей, написать пост в социальных сетях о вредных привычках - от 25 до 75, а за 70 - 100 рублей от исполнителя хотят оригинальную статью о некоем товаре. Даже если в последнем случае речь идёт о паре абзацев, господа-работодатели изрядно обнаглели, ведь за такие копейки они требуют оригинальности.

Увы, но находится всё больше и больше людей, готовых заниматься такой скучной, убогой и противной работой за такие жалкие деньги. Голод не тётка. Горькая ирония ситуации в том, что большинство участников раскрутки товара не просто не заинтересованы в его приобретении, но и не могут себе это позволить. Если ты готов продавать свою рабочую силу так дёшево, то вряд ли ты готов приобрести себе дорогущий крем или новейший гаджет.

Поэтому, сколько ни изгаляйся, но по-настоящему искренний отзыв на рекламируемый товар тебе составить не удасться. Внимательный человек в любом случае прочитает между строк: “Я Вася Пупкин и я очень хочу есть”, какая бы “богатая” картинка ни стояла на аватарке. Спасает ситуацию одно - все эти миллионы отзывов и комментариев практически никто внимательно не читают. Они нужны только для того, чтобы создать критическую массу медийного шума вокруг вещи, человека или события.

Кто кому хлопает

Наряду с копеечным интернет-воинством, существуют и элита, услуги которой обходятся на несколько порядков дороже. Хотите, чтобы репутация вашего продукта или организации взлетела до небес - привлеките внимание серьёзных медийных лиц. Прайс лист в наличии. Так, если для вас и вашей целевой аудитории блестящий дилетант Илья Варламов - большой авторитет, вы можете пригласить себе его в clubhouse … помолчать. Час его молчаливого присутствия стоит 500 000 рублей. Если же вы хотите слышать голос месье Варламова - придётся доплатить ещё сотню тысяч.

Знакомьтесь, Илья Варламов, медиа-феодал средней руки
Знакомьтесь, Илья Варламов, медиа-феодал средней руки

И тут возникает вопрос, кто на ком наживается. Ведь между репостом за 48 рублей и молчанием в микрофон за 500 000 рублей за час есть не только количественная, но и качественная разница. В первом случае мы имеем дело с банальной трудовой эксплуатацией, сила отчуждения действует в привычном нам направлении. Во втором же формальный покупатель настолько много переплачивает за некое весьма сомнительное благо, что сам, по сути, оказывается в положении эксплуатируемого. Вот вам ещё один пример эксплуатации через потребление, дополняющей непосредственно трудовую эксплуатацию.

На то, что в роли “верхнего” выступает в случае с Варламовым вовсе не заказчик услуг, указывают и некоторые косвенные признаки. Мы справедливо привыкли полагать - чем больше нам платят денег за труд, тем больше с нас хотят стребовать в плане количества и качества работы. Заметим, обратное утверждение, мягко говоря, не всегда верно. Но тут получается совсем другая ситуация: господину Варламову платят огромные деньги, даже не выдвигая никаких особенных требований к предоставляемой услуге. А, впрочем, какие дополнительные требования можно предъявить к молчанию в микрофон?

Выдаёт Варламова с головой и сама структура прейскуранта - львиную долю цены составляет просто сам факт присутствия. Какая-то мало-мальски содержательная деятельность добавляет к этим деньгам не так много. То есть, в данном случае мы имеем скорее не рыночную услугу, а мутировавшую в капиталистических условиях феодальную повинность. Хочешь получить информационное покровительство одного из мелких сетевых баронов, одно появление на твоём канале которого может привлечь к нему армию его сетевых хомячков - платных и бесплатных? Плати мзду, холоп!

По хорошему говоря, платит заказчик услуг Варламова не за его практически нулевой труд, а за муторную работу сотен копирайтеров, монтажников и SEO-специалистов, а также копеечный труд тысяч сетевых клакёров. Увы, но лишь малая часть этих денег дойдёт до конечных исполнителей. Что же до других пользователей, принимающих бесплатное участие в раскрутке сего весьма сомнительного персонажа - они могут взять и посчитать, сколько денег они, по сути дела, отдали ни за что. Мы с вами слишком бедны, а господа - слишком богаты, чтобы мы могли себе позволить роскошь поддерживать их бесплатно хоть в самой мелочи. Нет уж, господа медийные шулеры - платите за каждый наш лайк, за каждый одобрительный комментарий, за каждый час просмотра, учтённый алгоритмами YouTube. Бесплатно - только презрение.

Но по какому праву, спросят скептики? Ведь очень многие и правда вступают в сетевую свиту крупных медийных фигур вроде бы для развлечения. Что ж, субъективно это, действительно так. Однако давайте посмотрим на ситуацию объективно. Свободное время, которое наёмный работник мог бы потратить на саморазвитие, на здоровое и непринуждённое общение, на сон, наконец, он отдаёт медийному капиталисту для того, чтобы увеличить его прибыль. То есть, как бы ни казалось это гламурным барышням и модным хипстерам, немалая часть их времяпровождения в сети - это отчуждённая деятельность, то есть труд. Они играючи отдают капиталу свободное время, за которое сражались их прапрадеды и продолжают сражаться сознательные наёмные работники по всему миру.

Эффект социального доказательства

Но ради чего тратятся миллионные рекламные бюджеты, ради чего существуют десятки профессий, связанных с раскруткой людей и продуктов в сети? Тут можно выделить несколько задач разного уровня. С точки зрения рядового бизнесмена, продвигающего свой товар - это лишь один из элементов конкуренции, плод многолетней борьбы брони и снаряда, создающей новые рекламные технологии. С точки зрения господствующей идеологии вся эта сетевая клака прикрывает собой серость, уныние и бесперспективность капитализма. Смотрите же, как людям весело, как оживлённо они обсуждают очередной бренд или новую звезду на медийном небосклоне?

И, наконец, с наивысшей, сугубо экономической точки зрения коммерческая сетевая клака - ещё один механизм, с помощью которой капитал спихивает вниз издержки своей убогой и неповоротливой системы распределения. Ведь если с современной системы потребления снять шелуху рекламы, маркетинга и прочих психологических манипуляций, останется та ещё уравниловка и принудиловка.

Тем более, что обман потребителя - в том масштабе, в котором его практикует капитализм - уже сама по себе есть форма принуждения. Количество переходит в качество, просто потому, что потребитель оказывается настолько слабо информирован, что не может в данном случае проявить себя как обладатель свободной воли. Там же, где есть порок воли - есть и насилие, в этом с нами согласна даже буржуазная юриспруденция .

И здесь не помешает вернуться в начало нашего рассуждения, когда мы говорили о клакёрах и клаке. Честный и наивный пользователь, впервые попадая на страницу очередного блогера, видит огромный массив лайков, репостов и комментариев. Ему невдомёк, что существенная их часть - куплены за деньги, а многие из бесплатных обожателей не сильно углубляются в суть того, что пишет его кумир. Вся эта масса буквально убеждает нашего героя, что обожание, которым пользуется блогер - более чем заслуженно. Так срабатывает эффект социального доказательства.

Надо сказать, что специалисты по раскрутке могут усиливать этот эффект с помощью других когнитивных искажений. В принципе, легко понять, зачем обрабатывать в фотошопе фотографии на сайтах знакомств (и, тем более, сетевых борделей). Но зачем делать смазливую мордашку человеку, который не должен представлять для целевой аудитории сексуального интереса? Всё просто - тут срабатывает эффект ореола в одном из его проявлений. Более внешне привлекательный человек многими по умолчанию считается и более умным. Если говорить обобщённо: наблюдая у человека одно качество, он невольно приписывает ему и другое, часто совершенно с ним не связанное.

Надо сказать, что все эти эффекты не положены нам от века. С ними можно бороться, их можно даже побеждать. Но для этого нужно тренировать дисциплину мыслей и чувств. Современное же общество, наоборот, воспитывает в человеке леность мысли и несдержанность чувств, что и делает его таким предсказуемым и управляемым. Особенно если для реализации хорошо известных манипуляторам эффектов создать дополнительные условия, добавить в качестве катализатора платных подставных лиц.

Разогнать клакёров?

Но что можно сделать с целой отраслью экономики, которая заставляет любить нас не только отдельных капиталистов и их слуг, но и весь капитализм в целом, попутно обогащая и без того далеко не нищих хозяев жизни? Сразу скажем, основное решение проблемы находится весьма далеко от блогеров и их наёмной сетевой армии. Вспомните, как дёшево продают свой труд сетевые клакёры. Будь у этих людей другие, более честные, полезные и, главное, денежные источники заработка - они бы охотно отказались от своей работы. И мы сразу увидим, до каких жалких размеров скукожится сетевая клака.

Но пока она существует, нужно делать что-то ещё. Рядовым пользователям мы бы просто посоветовали тренировать в себе дисциплину ума и эмоций и учитывать - далеко не все слова, произнесённые в сети, сказаны от чистого сердца. Одних за язык тянет нужда, других - банальный конформизм. Крепко запомните: ваше время и активность в сети - это ваш ресурс, глупо разбазаривать его мутным личностям за красивые глаза. Не для того вам дано свободное время, чтобы пахать на ещё одного, по сути, работодателя.

Тем, же кого жизнь заставила заниматься подёной работой в сетевой клаке мы хотим пожелать поскорее выбраться из этого тупика. А для этого нужно быть максимально неудобным работником для работодателя - работать как можно меньше, а требовать денег как можно больше. Надо понимать - даже если работодатель заплатит вам в три раза больше рыночной цены, в трубу он не вылетит. И главное, в одиночку бодаться с агрегаторами - дело гиблое, сожрут и не заметят. К счастью, в экономике платформ появляется всё больше независимых, боевых профсоюзов, в том числе и в России. Если убер-курьеры и таксисты смогли, чем хуже сетевые подёнщики - копирайтеры, авторы постов и иже с ними? Кто-то возразит - но ведь профессия-то стыдная. И это не беда - к революции 1917 года свой профсоюз был и у проституток.

Словом, сетевую клаку надо разогнать. В том числе и усилиями самих бедолаг-клакёров. Это лживое, разбойничье ремесло калечит всех - и тех, кто им вынужден заниматься, и любую сферу, в которую оно вторгается.