В 1971-ом году на больших экранах появилась комедийная лента Александра Серого под названием «Джентльмены удачи». Большинство критиков относилась к ней с неким скептицизмом, чего нельзя сказать о зрителях.
Евгений Леонов рассказывал - «никто не смел говорить об этом фильме плохо, иначе запросто мог получить по лицу, вот настолько эта комедия завоевала зрительские сердца и народную любовь».
Первоначальный сценарий и при чем тут Данелия?
Все началось с известного драматурга Валентина Ежова, написавшего сценарий к более чем 50-ти фильмам. Однажды он пришел к Георгию Данелия со своими набросками к новой картине. Картина называлась «Рецидивист», а главным героем должен был быть обыкновенный милиционер. Однако эту идею быстро забраковали, заставив практически полностью переписывать сценарий.
Данелия вместе с Викторией Токаревой дополнили сценарий, изменили действующих персонажей и концепцию. Изначально режиссерское кресло было за Георгием Николаевичем, однако тот хотел, чтобы фильм поставил Александр Серый. В прошлом постановщик устроил драку, приревновав возлюбленную, за что получил 8 лет колонии. Кстати, опыт тюремного заключения помог режиссеру уже в съемочном процессе.
После выхода на свободу дела были мягко сказать плохи. Благо старый друг Данелия решил оказать поддержку, продвинув его кандидатуру. Вскоре Серый пришел со сценарием к высоким милицейским чинам, которые посчитали картину нужной и помогли уговорить «Госкино» выделить бюджет.
После изменения сценария главную роль Данелия отдал Евгению Леонову. С остальными ролями возникли проблемы, ведь на тот момент был утвержден только «Косой» Савелия Крамарова.
После десяток перепробованных кандидатур на роль «Хмыря» утвердили Георгия Вицина, на образ «Василия Алибабаевича» примерил Раднэр Муратов, хотя изначально хотели видеть Фрунзика Мкртчана.
На ведущие роли также претендовали такие глыбы как: Миронов, Никулин и Быков, но они отказались, сославшись на занятость, о чем наверняка потом пожалели.
Трудности съемочного процесса
«Джентльмены удачи» снимали всего 3 месяца. В окрестностях Самарканда были отсняты сцены с побегом, а вот эпизоды за решеткой - в настоящей колонии.
Съемочный процесс, проходивший в Узбекистане, тоже изобиловал сложностями. Вначале неприятностей доставил верблюд Алмаз, оказавшийся чрезвычайно капризным. Режиссеру стоило огромного труда, чтобы уговорить Леонова прокатиться на нем. Вдобавок животное не собиралось плевать на Крамарова, поэтому его обмазали шампунем.
Одной из самых проблемных сцен во всем фильме стала поездка в бочке с цементом. Естественно, никакого цемента там не было — вместо него использовалась хлебная закваска, после которой актеры несколько часов провели в душе, пытаясь избавиться от запаха.
В феврале съемочная бригада намеревалась начать съемки «зимней» части фильма. Однако Москва «порадовала» теплой погодой и дождем. Серому никак не удавалось добиться необходимого антуража настоящей зимы. Поэтому было принято решение поехать в Самарканд, чтобы отснять другие эпизоды. Уже в марте началась настоящая зима, из-за чего весь творческий коллектив резко прилетел в столицу.
Кто бы мог подумать, что сцена с зимней зарядкой получилось благодаря избалованности актеров. Практически все отказывались обтираться снегом, да еще в 17-ти градусный мороз. Только Муратов после команды режиссера мгновенно вбежал в кадр, после чего начали подтягиваться все остальные.
Знаменитую сцену с пожаром снимали в реальном заброшенном здании. Из-за того, что здание собирались сносить, киношникам разрешили устроить настоящий пожар. Присутствующие рассказывали, что постановщики настолько увлеклись поджигом и съемкой, что их силой пришлось вытаскивать из огня.
Просмотр вышестоящими чинами и лично Генсеком
В картине имелись определенные проблемы с цензурой. В первую очередь получили нарекания тюремные жаргоны, которые потребовали заменить. Собственно, так и появились легендарные: «Редиска», «Навуходоносор» и «Петух Гамбургский».
Перед показом в кинотеатрах «Джентльмены удачи» продемонстрировали министру МВД Николаю Щелокову, который так смеялся во время просмотра, что создатели поняли — фильм будет одобрен. Однако окончательную путевку в свет кинокартине выписал Леонид Брежнев, лично одобрив работу, после чего она разлетелась по всем кинотеатрам Советского Союза.