Бесснежный новогодний Санкт-Петербург в 2014 году. Увлекательная прогулка по некоторым красивым местам Северной столицы. Начнём с мест, знакомых каждому, кто прибывает в Северную столицу на поезде из Москвы и, не спускаясь в метро, выходит на площадь перед Московским вокзалом.
Выстроен на участке у Московского вокзала, первоначально зарезервированном под терминал скоростной железной дороги компании «Российское акционерное общество Высокоскоростные магистрали». Железнодорожный терминал построен не был, долгое время эта территория пустовала, будучи огорожена забором. В народе получила название «Яма» из-за вырытого котлована. В начале 2007 года начата стройка торгово-развлекательного комплекса «Галерея».
Дом в архитектурном стиле «модерн» был построен в 1911-1912 годах. На фасаде дома выделяются два мощных трехоконных эркера, охватывающие третий–шестой жилые этажи и увенчанные островерхими башнями; центральная ось фасада выделена жилой фронтошпицей сложной формы. На первых двух этажах здания размещены торговые площади, остальные этажи дома — жилые.
Пересекаем Лиговский проспект и идём в сторону площади Восстания, с которой свернём на Невский проспект. Основная часть достопримечательностей поста как раз расположена вдоль Невского проспекта.
Вокзал построен в стиле, который официально называли военно-гражданским (он использовался при строительстве казарм и государственных учреждений) с использованием форм ампира и (особенно) итальянского Ренессанса.
В левой части кадра виден расположенный в центре площади Восстания обелиск «Городу-герою Ленинграду».
Трёхэтажный дом с четырёхэтажными дворовыми флигелями был построен арх. Я. Я. Фрейбергом в 1833-1834 гг. для жены тайного советника Рюль. По заказу банкира, турецкого подданного Г. Г. Блокка арх. Л. Л. Фуфаевский в 1902-1904 гг. возвёл на этом месте шестиэтажное здание (с частичным использованием старых стен).
Фасад делится на два яруса: нижние три этажа раскрыты широкими окнами-витринами торговых и конторских помещений, верхние этажи с мансардой отличаются броским и пышным оформлением. В облике здания преобладают черты поздней эклектики. Богатством форм выделяется завершение средней части, включающее эркер, балконы и аттик, крупные волюты и женские статуи, затейливый металлический декор.
Построен в 1878 году. Эклектический фасад с рустованными лопатками, разнообразными окнами и наличниками насыщен лепным убранством. Мезонин с куполом должен был вызывать ассоциации с памятниками парижской архитектуры XVII-XVIII вв. В 1877-1879 гг. в доме № 63 жил писатель Н. С. Лесков. В то время он публиковал цикл новелл «Мелочи архиерейской жизни». С 1885 г. здесь размещался Петербургский Тульский поземельный банк, основанный в 1872 г.
Сворачиваем в первый раз в этом посту с шумных проспектов в тихие переулки, в которых сокрыто много достопримечательностей и интересных мест. После пересечения реки Фонтанки по знаменитому своими скульптурами с юношей и конём Аничкову мосту сворачиваем налево сразу за Аничковым дворцом.
Памятник освящён 24 ноября (6 декабря) 1873 года (к 25 ноября — именинам императрицы). Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ (высота 4,35 м) держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног лежит корона. Вокруг пьедестала расположены девять фигур: фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. А. Потемкин и русский полководец А. В. Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Г. Р. Державин и президент Российской академии Е. Р. Дашкова — к Аничкову дворцу, князь А. А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. И. Бецкой — к Публичной библиотеке, русский полярный исследователь В. Я. Чичагов и государственный деятель А. Г. Орлов-Чесменский — к фасаду Александринского театра.
Общая площадь сада составляет 9745 м², в длину около 140 м и ширину около 70 м. Сад огорожен решёткой (424 погонных метра), на створках ворот декоративные детали в виде вензелей с монограммой Екатерины Великой.
Архитектурно фасады решены, с одной стороны, в соответствии с историческими канонами окружающей застройки (скульптуры, декоративные элементы), с другой - достаточно современны благодаря использованию новых технологий и методов (сплошное остекление между фронтонами самого последнего этажа и системой вентилируемого фасада). Первоначально оно строилось под размещение гостиницы, но из-за кризиса так и не было открыто для приёма гостей. Сейчас в здании размещена одна из структур Газпрома («Газпром экспорт»).
Полное название — Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр). Это старейший русский драматический театр, который был создан в Санкт-Петербурге и ведёт начало с 1756 года.
Здание было построено в 1832 году по проекту Карла Росси. Главный вход украшает мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера, боковые фасады оформлены восьмиколонными портиками. Стройные белые колонны рельефно выделяются на фоне глубокой лоджии.
Главный фасад венчает бронзовая квадрига Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, выполненная С. Пименовым по рисунку Росси. В центре аттика главного фасада - летящие фигуры Славы и лавровый венок в центре, в нишах – фигуры муз Талии и Мельпомены, фриз украшен театральными масками (скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский, П. Трискони).
Сооружен по собственному проекту владельца арх. Н. П. Басина в 1878-1879 гг. Фасады дома с разнообразными по рисунку окнами с резными "полотенцами", кокошниками, столбиками-кубышками, по мнению некоторых исследователей, созданы по рис. арх. И. П. Ропета и Н. Н. Никонова. Живописный силуэт, насыщенность декора выделяют дом в окружающей застройке. При этом он является хрестоматийным примером игнорирования ансамбля Александринского театра, созданного в эпоху классицизма.
Справа виден павильон Аничкова дворца, сооружённый К. И. Росси в 1817-1818 гг. в ходе реконструкции усадьбы и одновременно с разработкой первых вариантов проекта ансамбля Александринского театра.
Фирма братьев Елисеевых вела торговлю иностранными винами и продуктовыми товарами. Купец 1-й гильдии, глава торгового товарищества «Братья Елисеевы» Г. Г. Елисеев купил участок в 1898 г. Для дома торгового товарищества в 1900 г. было перестроен существовавший пятиэтажный доходный дом. В 1902-1903 гг. было возведено угловое здание с театром и магазином.
Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающий несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины.
Справа от широкого витража расположена фигура покровителя торговли — бога Меркурия. У правой его ноги якорь и фрукты, левая стоит на тюке, который перевязывает мальчик-путти. На фасаде установлены четыре скульптуры А. Г. Адамсона: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
Дом несколько раз перестраивался, но решающие изменения были в конце XIX века, когда домом владел купец 1-й гильдии А. М. Ушаков. В 1882-1883 гг. архитектор Сюзор П. Ю. перестроил дом - возвёл третий и четвёртый этажи, фасады оформил в формах зрелой эклектики. На уровне третьего-четвёртого этажей выделяются два эркера с лучковыми фронтонами. В доме располагались меблированные комнаты Ф. Балле и магазины.
В 1797-1798 гг. на средства купцов по Думской ул. были сооружены перинные ряды (в некоторых лавках продавали птичье перо). Шестиколонный портик Перинной линии, построен в 1806 г. архитектором Л. Руской и примыкал к перинным рядам. Портик был разобран в 1963 г. в связи с сооружением станции метро «Невский проспект» и восстановлен в 1972 г. по несколько изменённому проекту. На момент съёмки в здании размещался магазин «Империал», продававший эксклюзивные наручные и каминные часы.
В 1799-1804 годах сооружена пятиугольная в плане пятиярусная башня (архитектор Дж. Феррари), придавшая Думе сходство с западно-европейскими ратушами. Башня Думы изначально возводилась как функциональное сооружение — сигнальная башня на случай пожара. В 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург — Варшава. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. В 1854 году такую связь признали неудобной и заменили электрическим телеграфом. С 1850-х по 1920-е годы башня использовалась как пожарная каланча.
Полное название — Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Здание Казанского собора заложено в 1801 г. Строительство велось по проекту архитектора А. Н. Воронихина, победившего в конкурсе. Постройка длилась 10 лет. На Невский проспект обращён северный фасад с грандиозной четырёхрядной колоннадой из 96 колонн. Колоннады завершены порталами. По проекту Воронихина с южной стороны собора предполагалась симметричная колоннада, но это не было осуществлено. Фасады собора облицованы пудожским камнем. Из него же выполнены колонны, барельефы, капители. Высота здания составляет 71,5 метра. Внешняя оболочка купола выполнена из кованного железа - это первый в мире металлический купол. В 1815 г. в соборе был погребён герой Отечественной войны 1812 г. фельдмаршал М. И. Кутузов, здесь отпевали великого композитора Петра Ильича Чайковского.
Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. Однако здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 23,5 метров до карниза. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2,8 м. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.
В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер».
До 1917 здание принадлежало компании «Зингер». С декабря 1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 «Лениздат»), а в 1920-е – 30-е годы — и другие издательства, также велась книжная торговля, а с 1938 года располагается «Дом книги». На верхнем этаже здания находится Санкт-Петербургский офис социальной сети «ВКонтакте».
Построен в 1883-1907 гг. по проекту А.А. Парланда и В.И. Малышева на месте покушения народовольцев на Александра II, когда тот 1 марта 1881 г. был смертельно ранен взрывом бомбы.
Храм выполнен в стиле русского зодчества. Девятиглавый собор на высоком гранитном цоколе, к основному объему которого примыкает колокольня с золотым куполом. Стены облицованы глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти тонов и обильно украшены декоративными элементами. Колонки, карнизики, тяги и наличники сделаны из эстляндского мрамора. Пять глав собора покрыты особой разноцветной эмалью. Высота центрального шатра с главкой и шпилем составляет 81 метр. Уникальность собора заключается в его мозаичном убранстве — многочисленные мозаики, выполненные в мастерской Фроловых, украшающие храм снаружи и внутри.
Хотя, с некоторых ракурсов можно заметить, что орлы на шпилях имеют по три головы, это сделано для того, чтоб с любого ракурса орёл выглядел двуглавым.
В настоящее время в особняке размещается Морской регистр России, жилые квартиры.
Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон — «Правосудие и благочестие». В одном крыле здания ныне размещается Конституционный суд Российской Федерации.
Оставшаяся часть поста посвящена достопримечательностям, расположенным на Петровском острове и правом берегу Большой Невки.
Слева видны: украшенное гирляндами здание Биржи и Ростральные колонны, архитектурно оформляющие стрелку Васильевского острова.
Как написано на веб-сайте банкетного комплекса: «Фрегат "Благодать" – это историческая реконструкция трехпалубного линейного корабля конца XVIII столетия».
Дворец в стиле неоклассицизма строился в 1910-1913 годах для Великого князя Николая Николаевича Младшего (сына великого князя Николая Николаевича старшего, племянника Императора Александра II, двоюродного дяди Императора Николая II). Великий князь Николай Николаевич Младший после переворота 1917 года эмигрировал. После 1918 г. здесь размещались различные учреждения, в частности, институт мозга, возглавляемый В. М. Бехтеревым, институт полупроводников АН СССР. В 1919 - Следственная Комиссия при Рев. Трибунале. С 1946 по 1981 - институт озёроведения Академии Наук. С 1985 года - дворец бракосочетаний. С 2000 года, новая пирамида власти, вселила свою официальную резиденцию полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе.
На переднем плане виден силуэт одной из двух полульвов-полулягушек по имени Ши-Цза. Ши-цза — символ одного из годов древнего китайского двенадцатилетнего животного цикла летоисчисления. Скульптуры привезены из Китая и установлены на пристани у Домика Петра I как свидетельство влиятельного положения России на Дальнем Востоке.
Корабль-музей, известный как подавший сигнал к началу вооружённого переворота 07 ноября 1917 г. (по новому стилю). Крейсер 1-го ранга «Аврора» — 3-й корабль в серии так называемых «Богинь» (Диана, Паллада, Аврора), заложен 23 мая (4 июня) 1897 г., спущен на воду 11 (24) мая 1900 г., введен в строй 16 (29) июля 1903 г. Предназначался для разведывательной службы при эскадре. Участвовал в Русско-японской войне 1904–1905 годов, в Первой мировой войне и затем в Октябрьской революции.
Здание училища построено в 1910-1912 гг. по проекту архитектора А. И. Дмитриева. По юбилейной программе Городской думы к 200-летию Петербурга планировалось строительство серии училищных домов. При разработке проекта училищного дома на Петроградской набережной автор обратился к формам петровских времён — высокий иглоообразный шпиль, форма кровли и др. После Октябрьской революции в здании размещались школы. В 1944 г. Училищный дом передали только что основанному Нахимовскому училищу. По ходатайству городских властей СНК СССР принял решение о создании училища на 500 воспитанников – для устройства, обучения и воспитания сыновей защитников Родины, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
В тимпане фронтона помещён картуш с монограммой Петра I и фигуры юношей, удерживающих львиную шкуру, на которой помещён циферблат часов. Часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер». Пластический декор центральной части фасада создан по эскизам А. Н. Бенуа скульптором В. В. Кузнецовым. Бронзовый бюст Петра I в нише третьего этажа отлит в мастерской В. З. Гаврилова.
При подготовке поста использовались тексты исторических справок о зданиях с веб-сайтов citywalls.ru, ru.wikipedia.org.
Мои остальные посты по Санкт-Петербург и окрестности:
Павловский дворец (Санкт-Петербург)
Осенний Петергоф (октябрь 2015).
Зимний Кронштадт (январь 2016).
Исаакиевский собор (январь 2016).
Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016).
Центральная часть Санкт-Петербурга в самом начале года (январь 2016).
Большой Гатчинский дворец (январь 2016).
Зимняя Нева у Заячьего острова (март 2018).
Петропавловская крепость (март 2018).
Приморский парк Победы и стадион «Газпром Арена » (март 2018).