Найти тему
АвиаОбоз

Что произойдет, если откажут все двигатели самолета?

В последнее время много писали о неисправностях двигателя В777. Но все материалы на эту тему касались одного двигателя самолета. А что произойдет, если из строя выйдут все двигатели пассажирского самолета?

Крайне маловероятно, что все двигатели самолета выходят из строя во время полета, но что будет, если такое случится? Фото: Getty Images
Крайне маловероятно, что все двигатели самолета выходят из строя во время полета, но что будет, если такое случится? Фото: Getty Images

Мгновенная реакция

Все пилоты обучены думать в таком порядке: управление, навигация, поддержка связи.

  • Управление: кто управляет и какие системы требуют особого внимания.
  • Навигация: куда необходимо двигаться прямо сейчас.
  • Поддержка связи: с кем нужно говорить из службы управления воздушным движением, другими самолетами, своим экипажем, своей авиакомпанией.

Будет сделан сигнал бедствия по радио. Также будет запрос на срочную посадку и вызов аварийных служб. Затем командир корабля проинформирует бортпроводников о чрезвычайной ситуации.

Капитан попросит второго пилота восстановить подачу электроэнергии. Лучший способ сделать это - запустить ВСУ - вспомогательную силовую установку, которая в полете как правило не работает. Это восстановит электроснабжение, но также обеспечит отбор воздуха для перезапуска двигателя. Затем пилот начнет планирование к ближайшему месту приземления.

Самолет, медленно снижаясь, будет пытаться сохранять скорость. Glide ratio – коэффициент планирования - важный показатель в такой ситуации. Это отношение расстояния, которое планёр проходит в неподвижном воздухе к потерянной высоте. Самолеты используют силу тяготения вместе с крыльями и закрылками, чтобы как можно дольше продолжать движение.

Например, самолет имеет отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению 10:1, это значить, что на каждые десять километров полета он теряет один километр высоты. Итак, если этот самолет имеет высоту 10 тысяч метров, он может пролететь 100 километров, прежде чем достигнет земли. У разных самолетов это соотношение разное. У Boeing 747-200 glide ratio был 15:1, а у Boeing 727 - 17:1. Необходимо помнить, что этот показатель зависит и от других факторов - количество пассажиров или груза, а также ветра.

Экипаж Аэрофлота. Связь - ключевой элемент в управлении. Фото: Getty Images
Экипаж Аэрофлота. Связь - ключевой элемент в управлении. Фото: Getty Images

Хорошо сделано

Одновременно все двигатели крайне редко выходят из строя. В то же время современные самолеты имеют интеллектуальные системы, готовые помочь в трудной ситуации. Капитан Chris, старший инструктор по обучению на Airbus A350, так говорит о процессах, происходящих в этом самолете.

«У нас разработаны процедуры практически на все случаи жизни, и если что-то не учтено, мы используем свои профессиональные качества для поиска самого безопасного решения. А350 в этом отношении великолепен. В случае остановки обоих двигателей система автоматически запустит вспомогательную силовую установку, переведет самолет в режим снижения и начнет попытки запуска двигателей", - сказал Chris нашему изданию.

Силовая установка A350-900. Современные самолеты подготовлены к таким редким сценариям. Фото: Airbus
Силовая установка A350-900. Современные самолеты подготовлены к таким редким сценариям. Фото: Airbus

Запуск двигателя можно осуществить используя «ветряную мельницу» - вращение лопаток двигателя с частотой, достаточной для повторного зажигания. Однако этот процесс уменьшает дальность планирования. Использование ВСУ для запуска двигателя позволяет пилотам выбрать наилучший режим планирования во время попыток повторного запуска двигателя.

Все тылы прикрыты

Авиакомпании тщательно выбирают маршруты с учетом возможных аварийных посадок. Например, перевозчики, выполняющие рейсы между США и Европой, обычно прокладывают маршрут так, чтобы рядом было несколько аэропортов, где можно совершить аварийную посадку.

В августе 2001 года Airbus A330 Air Transat, выполнявший рейс между Торонто и Лиссабоном, потерял один двигатель в 135 милях от Lajes Air Base на Азорских островах. Затем другой двигатель отключился в 65 милях от Lajes . Однако примерно через 20 минут самолет успешно спланировал и приземлился на авиабазе.

Заканчивая, необходимо сказать, что существуют правила, обеспечивающие максимальные стандарты безопасности в случае отказа двигателя. Самолеты с двумя двигателями подчиняются нормами ETOPS , которые ограничивают удаление самолета от ближайшего аэропорта, подходящего для аварийной посадки.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале