В российской историографии особое внимание уделяется Куликовской битве, произошедшей в 1380 г. между войсками Великого князя Владимирского и князя Московского Дмитрия Ивановича Донского и ордынского темника Мамая. Но в конце XIV века состоялось еще одно сражение, последствия которого имели для Руси не менее, а может быть даже и более важное значение нежели битва на Куликовом поле. Однако давайте обо всем по порядку.
В XIV веке начинается возвышение Москвы, вокруг которой постепенно консолидируются другие русские земли. Однако в те времена Москва была не единственным консолидирующим центром, был еще один - Великое княжество Литовское (ВКЛ).
Обстановка в Великом княжестве Литовском.
В середине XIII века в среде литовских племен в Прибалтике формируется государство княжество Литовское, правителем которого примерно с 1236 г. становится Миндовг. Он проводит успешную экспансию на ослабевшие к тому времени русские княжества, так ему удалось посадить Полоцке и Гродно своих ставленников. В 1263 г. Миндовг погибает и в Литве начинается борьба за власть.
В 1316 г. Великим князем Литовским становится Гедемин (1316-1341 гг.), ставший основателем новой династии литовских князей Гедеминовичей. Он возобновляет экспансию на русские земли и присоединяет Берестье, Минск, Туров, Пинск, ряд других городов, а также распространяет свое влияние на Волынь и Киев, куда садит на правление своих ставленников.
Сын Гедемина Ольгерд (1345-1377 гг.) продолжил политику своего отца, он присоединяет Брянск, Черниговщину, окончательно присоединяет Киев, а также разгромив в 1362 г. войско трех татарских мурз на Синих Водах, еще и Подолье. Во время правления Ольгерда ВКЛ достигает пика своего могущества, его территория простиралась от Балтийского до Черного моря. В состав Великого княжества Литовского вошли почти все западные и южные русские земли. Русские составляли большую часть населения этого государства, многие литовские князья охотно перенимали русскую культуру и принимали православие, а русский язык был языком делопроизводства.
Своим преемником Ольгерд назначает одного из младших своих сыновей по имени Ягайло, что тут же породило смуту в ВКЛ, часть братьев отказалась признавать Ягайло правителем. Однако последний был поддержан своим влиятельным дядей Кейстутом, братом Ольгерда и его соправителем. Кейстут правил на исконно литовских территориях и вел борьбу с Тевтонским орденом.
В 1380 г. Ягайло в тайне от дяди заключает с Тевтонским орденом Довидишковский договор, согласно которому между ними заключалось пятимесячное перемирие, однако оно не касалось земель, где правил Кейстут и как следствие, в 1381 г. крестоносцы вторглись в пределы Жемайтии и Трокского княжества. Узнав о договоре Ягайла со своими врагами, Кейстут направляется со своими войсками в столицу Вильно, где свергает своего племянника, заставляет его подписать акт об отречении и сам становится Великим князем Литовским. Но уже в следующем году сторонники Ягайло поднимают восстание. 3 августа войска Кейстута встретились с объединенной армией Ягайло и Тевтонского ордена. Но до боевых действий не дошло, прибывший в лагерь Кейстута брат Ягайло Скиргайло, уговорил его прибыть на переговоры под личные гарантии безопасности. Но как только Кейстут со своим сыном Витовтом прибыли в лагерь своих противников, они тут же были схвачены и брошены в тюрьму в Кревском замке. Где Кейстут вскоре был убит, а Витовту же удалось бежать.
Бежал Витовт к своим недавним врагам, в Тевтонский орден, где его изначально приняли без особого энтузиазма. Но когда Ягайло, обещавший за поддержку в борьбе против Кейстута тевтонцам отдать Жемайтию, начал юлить и уклоняться от исполнения обещания, крестоносцы поддержали Витовта, заключив с ним в январе 1384 г. договор, в котором уже Витовт обещал отдать им всю ту же Жемайтию. Но весной этого же года начались переговоры между Ягайло и Витовтом, в результате которых последний вернулся в Литву.
14 августа 1485 г. между Великим княжеством Литовским и Польшей была подписана личная Кревская уния, согласно которой Ягайло женился на польской королеве Ядвиге Анжуйской и становился польским королем. Также он должен был присоединить к Польше все подвластные ему земли и обратить их население в католичество. Это соглашение вызвало волну недовольства, особенно в православной русской среде ВКЛ, чем не преминул воспользоваться Витовт. Он в 1389 г. вновь заручается поддержкой Тевтонского ордена и разворачивает войну против своего двоюродного брата Ягайло. Эта гражданская война заканчивается подписанием Островского соглашения, согласно которому Витовт становится Великим князем Литовским, в то же время за Ягайло сохраняется титул "Верховный князь Литовский" и он становится сюзереном Витовта.
Обстановка в Золотой Орде.
В это же самое время в Орде происходят не менее интересные события. Поражение Мамая в Куликовской битве в 1380 г. и гибель его ставленника хана Мухаммад-Булака лишают могущественного темника легитимности, так как сам он не являлся чингизидом и быть ханом не мог, а другого ставленника у него не было. Вскоре его войска встречаются на реке Калке с армией Тохтамыша, чингизида пришедшего в 1379 г. при покровительстве Великого амира Тимура к власти в Кок-Орде (Синей Орде) - восточной части Золотой Орды. Но до битвы так и не дошло, поскольку войска Мамая в большей части перешли на сторону Тохтамыша, как законного правителя. Мамай бежал в Крым, где вскоре был убит.
Таким образом закончилась "Великая замятня" - двадцатилетняя борьба за ханский престол в Орде между различными представителями чингизидов и вся власть сосредоточилась в руках Тохтамыша. В 1382 г. он разоряет и сжигает Москву, возвращая таким образом ее в даннические отношения с Ордой.
Но вскоре Тохтамыш вступает в противостояние со своим бывшим покровителем амиром Тимуром. В 1385 г. ордынские войска вторгаются в Закавказье и разоряют крупный город Тебриз, который входит в зону интересов Тимура. А в 1388 году Тохтамыш предпринимает поход непосредственно во владения Тамерлана Мавераннахр и осаждают Бухару. В 1391 г. Тимур предпринял первый поход против зарвавшегося ордынского хана, своего бывшего подопечного. 18 июня их войска встречаются на реке Кондурче, где происходит сражение, в котором Тохтамыш терпит сокрушительное поражение. Однако Тимур не стал преследовать татарские войска и отступил обратно в свои земли.
Но Тохтамыш не унялся и в 1394 г., заключив союз с египетским султаном Баркуком, вновь вторгся в Закавказье. Весной 1395 г. Тимур опять собрал войско и двинулся навстречу Тохтамышу. 15 апреля войска сошлись на реке Терек, где ордынцы опять потерпели поражение. Но в этот раз "железный хромец" не повернул обратно, а двинулся вглубь Орды, уничтожая все вокруг себя. В результате этого похода были полностью разорены поволжские, приазовские и крымские города, многие из них так больше никогда больше не восстановились. Транзитная торговля, которая велась по проходящей через Золотую Орду северной ветке Шелкового пути и составлявшая значительную часть ее экономики, была уничтожена.
Тохтамыш теряет свой авторитет в Орде и в этот момент правитель Мангытского юрта, могущественный темник Едигей (Идику) выдвигает на ханский престол нового претендента, внука бывшего правителя Золотой Орды Урус-хана (1372-1374 и 1375 гг.), Темир-Кутлуга. Тохтамыш терпит поражение в борьбе с Едигеем и его ставленником и в 1398 г. вынужден был бежать. И бежал он в Великое княжество Литовское к князю Витовту.
Витовт, не оставивший попыток выйти из под вассальной зависимости от Ягайло, как опытный политик понимает, что Тохтамыша можно использовать в своих интересах. Поэтому он принимает беглого хана и обещает помочь вернуть ему ханский престол. Взамен Тохтамыш обещал литовскому князю права на владение всеми русскими землями. Ведь если бы Витовту удалось объединить под своей властью всю Русь, да еще и имея союзника в лице Золотой Орды, его могущество возросло бы на столько, что выйти из под вассальной зависимости от польского короля не составило бы никакого труда.
Сражение на Ворскле.
Хан Тимур-Кутлуг потребовал от Витовта выдать ему Тохтамыша, но князь использовал это требование как повод к войне. Весной 1399 г. Витовт с крупным войском выходит в степь и разбивает лагерь возле реки Ворскла.
Первым к литовскому лагерю подошли войска Темир-Кутлуга, однако завидев мощь войска Витовта, он испугался и пошел на переговоры. Хотя есть версия, что таким образом Темир-Кутлуг просто тянул время, ожидая подхода Едигея с верными ему ногайцами. Как бы там ни было, но как только подошел Едигей, переговоры были тут же прерваны и началась битва.
Татары действовали в своей излюбленной манере, сначала с литовским войском столкнулся авангард, состоящий из легких всадников, который после непродолжительной схватки начал ложное отступление. Тяжелая литовская конница переправилась через реку и бросилась в погоню, которая продолжалась около 10-12 км. И вот когда кони под литовскими всадниками устали, а их ряды растянулись и расстроились, в дело вступили основные силы ордынцев, окружив литовские войска со всех сторон.
Первым с поля боя бежал Тохтамыш со своими сторонниками, а литовские войска потерпели разгромное поражение. Сам Витовт был ранен и вынужден был спасаться бегством. По легенде его спас некий Мансур, сын Мамая, который кочевал со своими сторонниками неподалеку. За что Витовт наградил его княжеским титулом и дал во владение город Глинск, так и зародилась династия князей Глинских.
Последствия битвы на Ворскле оказались весьма серьезными. Войска Едигея и Темир-Кулуга дошли до Киева, которому удалось откупиться за 3 тыс. гривен.
Тохтамыш вынужден был вернуться в Орду, в Тюменский юрт, где у него были сторонники. Он предпринимал еще несколько попыток вернуть себе ханский престол, но все они обернулись неудачей. Пока в 1406 г. в шестнадцатом по счету сражении с войсками Едигея и его ставленников, он не был убит.
Тое же зимы царь Женибек уби Тактамыша в Сибирскои земли близ Тюмени, а сам седе на Орде.
Позиции же Витовта также были сильно ослаблены, он практически тут же потерял Смоленск. А в 1401 г. между ним и Ягайло было заключено новое соглашение, так называемая Виленско-Радомская уния, которая подтверждала Островское соглашения, но вносила туда некоторые пункты не в пользу Витовта. Теперь после его смерти титул Великого князя Литовского не передавался его потомкам, а возвращался Ягайло. Правда в случае если Ягайло умрет раньше, поляки обещали к выборам нового короля допустить литовское и русское боярство.
Таким образом Литва навсегда упустила шанс объединить вокруг себя все русские земли. А ведь тогда бы мы скорее всего сейчас жили бы не в России, а в Литве.