Найти тему
Мир в его многообразии

Миссия на Арарат: как покоряли библейскую гору

Оглавление

Сообщение о том, что в Армении обнаружена гора, к которой якобы причалил ковчег Ноя, было доставлено в Европу миссионерами, несущими слово Божье населению Малой Азии. До этого времени читатели Священного Писания смутно предполагали, где именно расположены горы Араратские, так как Библия не оставила их точных координат. Простой домысел превратился в религиозный догмат, который привел к стремлению людей увидеть библейское чудо, непосредственно взобравшись на гору. Кто первым покорил Арарат и что в действительности там нашли - обо всём по порядку.

Вид на Большой Арарат. На переднем плане армянский монастырь VII века Хор Вирап. Изображение из "Руководства по восхождению на Арарат"
Вид на Большой Арарат. На переднем плане армянский монастырь VII века Хор Вирап. Изображение из "Руководства по восхождению на Арарат"

Таинственная гора Масис

Вулканическая система Арарата достигает в окружности около 130 и состоит из двух конусов разделённых протяжённой седловиной. Северо-западный конус известен как Большой Арарат высотой 5165 метров над уровнем моря, а юго-восточный - Малый Арарат высотой 3927 метров. Несмотря на наличие мощных ледников, потухшие вулканы не дают начало ни одной реке, ввиду того, что значительные их площади покрыты рыхлыми вулканическими породами поглощающие всю влагу. Лишь местами можно обнаружить небольшие родники, воды которых вновь уходят в пески. Горы издавна считались опасными для посещения, так как среди расщелин и сыпучих песков терялись люди и выпасаемый ими скот.

Вулканическая система Арарата состоит из двух стратовулканов: Большой Арарат и Малый Арарат. Последнее извержение Большого Арарата произошло в 1840 году, но без образования лавовых потоков (фреатический взрыв). Вид на систему с северо-востока. Источник изображения: https://answersingenesis.org/
Вулканическая система Арарата состоит из двух стратовулканов: Большой Арарат и Малый Арарат. Последнее извержение Большого Арарата произошло в 1840 году, но без образования лавовых потоков (фреатический взрыв). Вид на систему с северо-востока. Источник изображения: https://answersingenesis.org/

У армян Большой Арарат до Х века именовался горой Масис, которая пользовалось дурной славой и никак не представлялась в качестве места, где человечество обрело возможность к возрождению. По армянским легендам, на Масисе обитали злые духи каджи, которые не терпели любопытных посетителей и если человеку удавалось взобраться на гору, то кадж мог заточить нарушителя в мрачную пещеру, как это сделали с Артаваздом, сыном царя Арташеса. После принятия армянами христианства, Масис и её окрестности стали ими восприниматься как центр всего Отечества и место, избранное Богом для спасения человечества, что в очередной раз сохранило за горой статус запретного к посещению места.

У армянского населения ориентировочно до X века Большой Арарат именовался горой Масис. Гравюра из книги James Bryce "Transcaucasia and Ararat: Being Notes of a Vacation Tour in Autumn of 1876", 1896
У армянского населения ориентировочно до X века Большой Арарат именовался горой Масис. Гравюра из книги James Bryce "Transcaucasia and Ararat: Being Notes of a Vacation Tour in Autumn of 1876", 1896

Влияние легенды о библейской горе было настолько сильным, что даже видные европейские учёные опускались до мистификаций. Так, немецкий историк Фридрих Раумер отвёл Арарату срединное положение на планете, мол неспроста люди отвели столь важную роль горе, ибо Арарат находится ровно посередине линии наибольшего протяжения Старого света от мыса Доброй Надежды до Берингова пролива, а также является центром между Чёрным, Каспийским и Средиземным морями. Немецкий географ Карл Риттер определил местонахождение Большого Арарата в месте соприкосновения трёх частей света. Уже в конце XIX века подобные умозаключения стали восприниматься в лучшем случае с улыбкой, но проявились с новой силой в эпоху интернета.

Первые люди на Арарате

Арарат видели многие путешественники, оставляя современникам и потомкам свои рассказы о величественной горе. В 1254 году мимо Арарата проездом из Каракорума оказался французский монах Гильом де Рубрук. В своём рассказе, монах именует Арарат горой Масис, на которой покоятся остатки Ноева ковчега. На Масис взбираться категорически запрещено, так как у местного населения она называется Матерью мира. Чуть позднее, по его следам Рубрука прошёлся другой знаменитый путешественник Марко Поло, который именует гору уже привычным нам образом, но в очередной раз отмечает местные запреты. В первой половине XIV века окрестности вулкана посетил некий путешественник под псевдонимом Джон Мандевиль, повествуя в своих мемуарах об ангеле, вручившему пилигриму фрагмент ковчега, в качестве извинения за действующий для людей запрет. В конце XVII века к Арарату прибыл французский путешественник Жан Шарден, посетивший объект "для галочки", где подвергнув сомнению божественность горы продолжил своё странствие в Тифлис.

Эчмиадзин - "город трёх церквей" и Арарат. Изображение из книги Питтона де Турнефора "A voyage into the Levant", 1718 год
Эчмиадзин - "город трёх церквей" и Арарат. Изображение из книги Питтона де Турнефора "A voyage into the Levant", 1718 год

Первым человеком, который дерзнул взобраться на таинственный вулкан был французский ботаник Жозеф Питтон де Турнефор, который надеялся обнаружить на горе доселе неизвестные науке растения. Получив дозволение от турецких властей, 10 августа 1701 года (здесь и далее приводимые даты по старому стилю) Турнефор со своей командой начал восхождение к вершине горы, однако чем выше он поднимался, тем сильнее росло его разочарование: мало того, что на склонах горы растений не наблюдалось, так ещё пейзажи смахивали на лунные. Гнетущее впечатление усиливали сыпучие пески, россыпи камней и полное отсутствие источников воды. По мнению Турнефора, Арарат являл собой самое скучное и неприятное место на всей планете. Лишь добравшись до кромки снеговой шапки путники утолили жажду, и вынуждены были прекратить свои поиски. Исходя из описаний учёного, современные исследователи вычислили высоту, которую достиг Турнефор - 4178 метров над уровнем моря.

Русский старт покорению Арарата

Присоединение в 1828 году к России исторической части Армении вместе с Араратом, в результате Туркманчайского мирного договора, позволило путешественникам, как отечественным, так и зарубежным, совершенно свободно и без опасений для своей жизни осуществлять восхождение на библейскую гору. Первым воспользоваться открывшимся шансом поспешил профессор Дерптского университет Иоганн Фридрих Паррот, осуществивший восхождение на Арарат 27 сентября 1829 года. Именно ему принадлежит честь первого покорителя таинственной горы.

Первые два восхождения 11 и 18 сентября 1829 года завершились неудачей, и хотя был побит рекорд Турнефора, самой вершины достичь не удалось. Лишь 29 сентября, когда были учтены ошибки и подобран оптимальный маршрут Паррот и его команда в 12:45 достигли восточной вершины Большого Арарата, представлявшей собой холм около ста метров в окружности.
Маршрут экспедиции Фридриха Паррота из Дерпта (ныне Тарту) на большой Арарат в 1829 году. Из статьи "Friedrich Parrot’s Mount Ararat Research Expedition"
Маршрут экспедиции Фридриха Паррота из Дерпта (ныне Тарту) на большой Арарат в 1829 году. Из статьи "Friedrich Parrot’s Mount Ararat Research Expedition"

Чтобы доказать оппонентам возможность восхождения на священную гору, Паррот на высоте 4917 метров над уровнем моря вкопал чёрный крест, с привинченной к нему свинцовой доской весом 13 килограмм. Правда, по прибытию в Эривани (Ереван) ему не удалось обнаружить в телескоп установленный ориентир, что сподвигло скептически настроенных представителей духовенства пустить клеветнический слух, будто Паррот на Арарат вообще не взбирался, что лишний раз доказывает невозможность посещения простыми смертными библейской горы. По всей видимости, крест засыпало снегом, но дело приняло судебный оборот, где за Паррота вступился Министр просвещения Карл Андреевич Ливен, коллеги и даже простые носильщики.

Направления попыток восхождения на Большой Арарат Фридриха Паррота в сентябре 1829 года. Источник изображения: Музей Хачатура Абовяна. Ссылка: https://abovyanmuseum.am/ru/
Направления попыток восхождения на Большой Арарат Фридриха Паррота в сентябре 1829 года. Источник изображения: Музей Хачатура Абовяна. Ссылка: https://abovyanmuseum.am/ru/

Честное имя профессора было восстановлено и вскоре после экспедиции Паррота на гору потянулись многочисленные исследователи. Так, начиная с 1840 года профессор Генрих Абих отправился проводить геологические исследования Арарата и его окрестностей. В 1850 году генерал Иосиф Ходзько в рамках топографического описания местности прожил на вершине горы целую неделю. В конце 1860-х годов молодые альпинисты из Лондонского альпийского клуба испытали новое снаряжение на Арарате, в очередной раз доказав, что восхождение на библейскую гору не только возможно, но и относительно безопасно. В конечном итоге в конце XIX века оба Арарата были настолько исхожены, что ни одна из гор Кавказа не могла с ними сравниться по степени изученности.

Филиал настоящего рая на потухшем вулкане

Воображение христианских миссионеров рисовали остатки Ноева ковчега на вершине Арарата. На самом деле, миссия Паррота и других исследователей наглядно показала, что никакого Ноева ковчега на Арарате нет и не было. Тем не менее все стремились увидеть здесь маленький рай, где путники набирались сил и находили душевной покой.

Речь идёт о старинном армянском поселении Ахури ("Виноградная лоза") располагавшемся на подступах к вершине Арарата, на высоте 1740 метров. Население с пользой использовало террасообразные склоны горы засадив их абрикосовыми садами и виноградниками, среди которых пасся скот. Поселение являло собой ряды аккуратных улочек застроенных каменными домиками с черепичной крышей. Общее количество домов по состоянию на 1838 год оставляло около 200, а население от 1000 до 2000 человек. Благодаря наличию родника с чистой водой и продуманной сети каналов и водохранилищ население процветало, и успешно занималось сельским хозяйством, при этом не опасаясь визита незваных гостей.

От древнего Ахури (Акори) осталось лишь небольшое кладбище. Источник изображения: https://allinnet.info
От древнего Ахури (Акори) осталось лишь небольшое кладбище. Источник изображения: https://allinnet.info

Первые исследователи, посетившие Ахури (или Акори) предполагали, что поселение возникло вокруг древнего монастыря Апостолов (Аракелоц-ванк) VIII века, где якобы хранился фрагмент Ноева ковчега. Но первые упоминание об Ахури встречается у армянского историка Газар Парпеци в V веке. В трёх километрах от Ахури, у родника располагался монастырь Святого Иакова (Святого Акопа) в окружении небольших деревень, а ещё выше, на высоте 2215 метров находилась небольшая часовня с источником Святого Иакова (святого Якова). Вода источника пользовалась большой популярностью у розовых скворцов, которые считались истребителями саранчи. В годы, когда саранча особо зверствовала, специальная депутация отправлялась к источнику у которого обращалась к Святому Иакову ниспослать побольше скворцов для уничтожения вредных насекомых.

Монастырь Святого Якова (Иакова) на склоне горы Арарат. Зарисовка Фридриха Паррота 1829 года
Монастырь Святого Якова (Иакова) на склоне горы Арарат. Зарисовка Фридриха Паррота 1829 года

Места были невероятно благодатные и здесь перед трудным восхождением останавливались экспедиции Турнедофа, Паррота, Ходзько, пока в 1840 году в результате сильнейшего землетрясения (так называемого фреатического взрыва) маленький рай не исчез под завалами камней. После природного катаклизма недалеко от старого Ахури заложили Новый Ахури, ныне это деревушка Енидоган населённая преимущественно курдами.

Где же всё-таки Ноев ковчег

Легенда, приписывающая Большому Арарату ведущую роль в деле всемирного потопа и невозможность её покорения простым человеком, предположительно возникла в X веке нашей эры. Легенда рожденная на склонах Арарата была приведена европейскими миссионерами и книжными издателями в печатный вид и вновь перекочевала в Армению, где крепко укоренилось в памяти народа. В самой же Библии, в книге Бытия, сообщается о горах Араратских, которые исследователи соотносят с горной страной на севере Месопотамии, южнее озера Ван, на территории Курдистана. Более того, ещё древние историки и богословы также давали подобный ориентир. Например, Фауст Византийский, живший в конце IV века нашей эры указывает на гору Сарад, располагающуюся южнее, а не севернее озера Ван. С ним полностью солидарен и историк Моисей Хоренский (V век). Соответственно, разного рода «находки» Ноева ковчега на потухшем вулкане Большой Арарат являются фикцией с целью привлечь внимание.

Ракурс решает всё. На фото "остатки Ноева ковчега" - магматическое образование "Дурупинар", названное в честь турецкого лётчика Дурупинара, впервые его заснявшего из самолёта. Объект располагается на территории национального парка "Ноев ковчег" достаточно далеко от горной вершины Арарата. С правой стороны наблюдается туристический центр, что лишний раз свидетельствует о доступности объекта всеми желающими. Источник изображения: https://www.aa.com.tr/
Ракурс решает всё. На фото "остатки Ноева ковчега" - магматическое образование "Дурупинар", названное в честь турецкого лётчика Дурупинара, впервые его заснявшего из самолёта. Объект располагается на территории национального парка "Ноев ковчег" достаточно далеко от горной вершины Арарата. С правой стороны наблюдается туристический центр, что лишний раз свидетельствует о доступности объекта всеми желающими. Источник изображения: https://www.aa.com.tr/
Как бы это прискорбно не звучало, но по всей видимости Ноева ковчега нет даже на горе Сарад, по той причине, что судно вероятно разобрал Ной с сыновьями для возведения жилища. С другой стороны, просмоленные кипарисовые деревья из которых был собран ковчег могли быть даже использованы в качестве топлива в условиях влажного и прохладного послепотопного мира. В любом случае Ною корабль уже был не нужен, а время не щадит даже камни.

Можно ли сейчас посещать Арарат?

В настоящее время гора Большой Арарат располагается на территории Турции (где известна как Агрыдаг) и после непродолжительного запрета с 1998 года вновь доступна для для посещений. Самостоятельные, неподготовленные туристы могут добраться из города Догубаязит до отметки на высоте 2300 метров возле деревушки Эли (Eli). Дальше восхождение доступно уже для подготовленных путешественников, которые могут воспользоваться услугами местных альпинистских фирм, рекомендующих планировать свою миссию на Арарат в период с июля по сентябрь. Стоимость услуги колеблется в пределах 500-700 евро за восьмидневный турпоход с учётом акклиматизации. В качестве примера, ссылка на сайт подобной фирмы.

План-схема восхождения на Арарат. Из статьи "Ağrı Dağı'nda Dağcılık Turizmi ve Çevresel Etkileri"
План-схема восхождения на Арарат. Из статьи "Ağrı Dağı'nda Dağcılık Turizmi ve Çevresel Etkileri"

Выводы. Большой Арарат является горой вулканического происхождения не имеющая отношения к библейским Араратским горам. Ввиду рыхлости своих склонов Арарат получил дурную славу и изначально назывался Масис, как место обитание злых духов. Благодаря принятию христианства армянами гора плавно трансформировалась из обители духов, в центр возрождения человечества. Первым человеком покоривший вершину Большого Арарата явился профессор Дерптского университет Фридрих Паррот, который пошатнул бытовавшие тогда предрассудки о невозможности посещения простым человеком священной горы. В настоящее время турецкими властями альпинизм на Арарате разрешён, и за время многочисленных восхождений альпинистами ничего таинственного там не было обнаружено.

Рубрика "Разгаданные тайны":

_________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!