Великий тюркский поэт
Мухаммед Физули является одним из величайших азербайджанских тюркских поэтов в истории мировой культуры. Хотя и точная дата рождения и смерти не установлены, но предполагается, что жил великий поэт между 1494-1556 годами. Свое образование Физули получил в Багдаде и Кербеле, в то время входивших в состав могущественного азербайджанского государства Сефевидов. Поэтому неслучайно, что один из своих произведений под названием «Бенгю-Баде» («Гашиши и вино») поэт посвятил к Шах Исмаилу Хатаи.
Физули как ученый
Несмотря на то, что Физули в основном известен как гениальный поэт, тем не менее в узких кругах знают и о его ученой деятельности. В частности, великий азербайджанский мыслитель серьезно изучал философию, точные науки и теологию. Весть о научной деятельности Физули даже дошла до самой Англии, где его венцевали в качестве «восходящего солнца Востока».
В произведениях Физули хоть и в основном предпочитал родной азербайджанский тюркский, тем не менее употреблял и арабский, и персидский языки, становясь тем самым не только жемчужиной азербайджанской, но и мировой поэзии. Творчество Физули также ознаменует собой открытие целой плеяды тюркских литературных школ. Он был известен как «султан поэтов».
Физули требовал особого внимания к образованию. Он считал, что на этапе начального обучения ученики должны научиться грамотному письму, овладеть культурой речи и соответствующими навыками. По мнению Физули, путь науки терзителен, и для его освоения тоже нужно приложить немало усилий. Наука не должна попадать в руки невежественных людей. Его результаты должны быть использованы всеми.
В своем труде «Здоровье и болезнь» Физули рассматривает заботу о здоровье как защиту, обережение мира и спокойствия. Описывая борьбу здоровья с болезнью, поэт рассматривает победу здоровья над болезнью как победу добра, человечества над злом жизни. Ведь одним из главных условий здоровья человека является его доброта.
Физули и Султан Сулейман
Физули посвятил свои стихи отдельным правителям, полководцам. В этих произведениях поэт призывал их быть справедливыми, честными, смотреть на события открытыми глазами. Негативные обстоятельства он связывал с характером правителей того времени. Физули жил мечтой «справедливого правителя».
Когда османский Султан Сулейман Великолепный захватил Багдад во время своих походов на восток, он настиг здесь Физули. Во время встречи, поэт представил Султану поэму "Лейли и Меджнун". Пораженный красотой поэмы, Султан Сулейман, один из великих правителей того времени, назначил поэту содержание в 9 ахче (серебряных деньгах) каждый месяц. Но по вине чиновников получить эту сумму не удалось.
В своей поэме «Шикаетнаме» («Жалоба»), написанной по этому поводу, Физули отмечал: «он поздоровался, но не ответил, потому что это не было взяткой». Так он раскритиковал взяточничество и нечестность чиновников.
В поэме «Разговор плодов» Физули воспевает высокомерие и гордыню чиновников, их раздоры, приведшие к распаду государств. В своих произведениях Физули также выражает ценные мысли о воспитании и образовании: «Нельзя быть счастливым, нельзя быть невежественным. Ученый, образованный человек может принести большую пользу обществу».
Влияние творчества Физули на азербайджанскую культуру
Мухаммед Физули - великий азербайджанский тюркский поэт, прославивший свою Родину и народ. Он оказал сильное влияние на развитие отечественной и мировой литературы. Произведения Физули также оказали большое влияние и на развитие азербайджанской музыки. Его газели дали мощный толчок развитию искусства мугама. Известные композиторы писали музыку к произведениям поэта.
Великий поэт похоронен в Ираке, в городе Кербела. В центре Баку установлен величественный памятник Физули. 500-летие поэта было отмечено на мировом уровне с большой торжественностью. В 1996 году 500-летний юбилей великого Физули был проведен не только в Азербайджане, но и во многих тюркских государствах.