На ютуб-канале православного журналиста Серафима Сашлиева появился выпуск на тему положения женщин в России. Православную сторону представила известная телеведущая Тутта Ларсен, она пыталась объяснить, что церковь и Библия никак не ущемляют права женщин, а Христос так вообще был первым феминистом.
Серафим задал Ларсен вопрос: есть ли в церкви идеи о мужском доминировании и какое место занимает женщина в церковном пространстве? На что Ларсен ответила, что она не знает ситуацию в церкви вообще и ей известен только тот приход, в который она ходит и который ее устраивает как женщину. Ларсен дополнила, что знает случай из жизни своей знакомой, чей духовник запретил ее мужу менять подгузники ребенку, потому что это "не мужское дело". Ларсен назвала его мракобесом.
Через некоторое время Ларсен сказала, что гендерная тематика, которую часто озвучивают некоторые представители РПЦ в весьма архаичной манере, не имеет отношения к спасению души. Затем она сказала интересную мысль о роли Иисуса:
"Мне просто жалко и больно, что мы говорим об этих внешних некрасивых вещах. И совсем не говорим о том, как красиво церковь относится к женщине, что Христос вообще был первый феминист, если честно. В Евангелии женщины признаны им равными мужчинам, и его первые встретили после воскресенья жены-мироносицы. Женщина в Евангелии не просто равна мужчине, она велика, потому что Богородица - это женщина. И христианство очень феминистичная в этом смысле религия. Она предоставляет женщине те же права, что и мужчине.
Поэтому то, что мы говорим о каком-то там ущемлении прав женщин, о домострое, этой иерархии, что женщина должна сидеть дома, а мужчина не имеет права менять подгузники, - это искажение, это трактовки отдельно взятых людей. Но это не имеет отношения к истине вообще никакого".
Тутта Ларсен озвучила ряд феминистических мифов, которые не соответствуют действительности. Обычно такие либерально-христианские идеи можно почитать на сайте "Православие и мир", но это лишь попытка подстроится под современные тренды повседневной жизни, а не следование тому, что написано в Библии и чему учили церковные деятели первых веков христианства.
Христос вряд ли был феминистом
Ларсен утверждает, что Христос был первым феминистом, указывая, что так написано в Евангелии. На самом же деле в Евангелии вообще ничего не сказано о равенстве мужчин и женщин. Христос нигде об этом не говорит.
Единственный момент так называемого равенства можно увидеть в новозаветной книге "Послание к Галатам" апостола Павла, где сказано:
"Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно во Христе Иисусе!"
Послание к Галатам 3:28
В этом отрывке идет речь о том, что перед Богом все равны, и мужчины, и женщины. Однако ни о каком равенстве в мирской и церковной жизни речи нет. Наоборот делается акцент на подчиненном положении женщины, на это указывают минимум три новозаветных послания: "1-е послание к Коринфянам", "Послание к Тимофею" и "1-е послание Петра". К слову, в последнем сказано:
"Также и вы, жены, будьте послушны мужьям, чтобы, если те и не повинуются слову, были бы без слова покорены Богу поведением своих жен, видя вашу чистую и богобоязненную жизнь."
1-е послание Петра 3:1-2
Если Иисус и был феминистом, то точно не первым
До Иисуса Христа феминистические идеи в произведении "Государство" описал древнегреческий философ Платон. Он жил в период 5-4 века до нашей эры. Иисус родится только спустя 3,5 века после смерти Платона.
Платон посвятил роли женщин даже целую главу в пятой книге "Государства", назвав ее - "Роль женщин в идеальном государстве". Философ пишет, что женщины в идеальном государстве должны получать такое же образование, как и мужчины, занимать те же должности, если здоровье им это позволяет, и принимать участие во всех аспектах жизни государства.
Честно сказать, описанные идеи в "Государстве" Платона гораздо прогрессивнее, чем идеи Нового Завета.
Богородичный аргумент
Очень часто христианские защитники библейского равноправия упоминают Деву Марию и ее значение в христианстве. Это все прекрасно, но Дева Мария является пресвятой лишь потому, что она родила Иисуса Христа. Без него она никакого значения не имеет. Ее специально назвали пречистой, потому что грешная женщина не могла родить богочеловека.
Более того, культ Марии Богородицы никак не способствовал тому, что женщины в христианизированных обществах были равны мужчинам. Женские культы существуют во всех патриархальных религиозных системах, и это никак не способствует утверждению гендерного равноправия.
Аргумент за жен-мироносиц
Это действительно интересное замечание, что именно жены-мироносицы встретили воскресшего Иисуса первым, а не его мужчины-апостолы. Этот аргумент я тоже встречаю довольно часто, но он не лишен изъяна.
Контраргументом является то, что ни одна из жен-мироносиц не попала в список апостолов. Даже Мария Магдалина не была апостолом из двенадцати, хотя ее могли сделать апостолом после смерти Иуды Искариота, но апостолы предпочли мужчину Матфия. Даже среди апостолов от семидесяти не было ни одной женщины.
Христианство - далеко не феминистическая религия. Это утверждение справедливо только в отношении некоторых протестантских церквей, но точно не в отношении православия или католицизма.
Таким образом, как бы не старались современные прогрессивные христианки защитить историю христианства, но из истории фактов не выкинешь. Фактам безразличны чувства, чьи-то мнения, они просто есть. И научная честность не позволяет отвернуться от них.
Статьи по теме: Что сказано о статусе женщин в Библии