В последние годы наметилась тенденция к расширению «женской тематики» в музейных экспозициях. Преподносится женская тема по-разному в зависимости от профиля музея: в исторических экспозициях это мир женщин и детей или женщины в годы войны, в естественно-научных музеях - женщины-ученые и их изобретения, в художественных и литературных - произведения женщин-художниц (или писательниц, поэтесс, скульпторов и т.д.). Экспозиции на бытовую тематику неизбежно затрагивают тему женского, мужского и детского.
С одной стороны, этот подход объясняется тем, что во многих областях женщина – явление исключительное. И что поделать, если великих женщин в прошлом было гораздо меньше, чем выдающихся мужчин. Да, не все из этих женщин сегодня хорошо известны, поэтому рассказ о выдающихся женщинах способен в значительной мере дополнить уже сложившуюся музейную экспозицию.
Но бывают и исключения. Не все великие женщины находились в тени мужчин. Екатерину II , к примеру, прекрасно знают без всяких дополнительных экспозиций. Не нужен ей отдельный зал для достижения равноправия.
С другой стороны, погоня за равноправием нередко приводит к тому, что роль женщины стараются притянуть за уши. Мне сложно представить, чтобы, скажем, в Артиллерийском музее открылась выставка о женщинах-оружейниках.
Женщины на фронте, бесспорно, были, женщины на военных заводах, в разведке, в партизанских отрядах, в военных госпиталях – это мы знаем. А вот «восполнить недостаток женщин», искусственно приплетая к созданию оружия личную жизнь Калашникова или Мосина было бы крайне сомнительным подходом.
Замечу, что во французских военно-исторических музеях, ратующих за равноправие, очень мало материалов о женщинах-солдатах. О женщинах в тылу и в госпиталях сведений достаточно, но вот женщин-военных почему-то не спешат представить должным образом.
Впрочем, отечественные военные музеи не торопятся перенимать прогрессивные начинания. Поэтому надеюсь, что борьба за равноправие в отдельно взятых музеях не обернется искажением исторических фактов в угоду новым выставочным концепциям. Попытка искусственно установить соотношение мужского и женского в равных частях приведет лишь к ухудшению качества экспозиции. Такой подход опасен и не имеет никакого отношения к равноправию. Уж лучше пусть равноправие будет в социальной сфере.
Как вы относитесь к «появлению» женщин в музейных экспозициях?