В начале XVIII века Россия прочно закрепилась в Забайкалье, куда пришла прежде всего с целью добычи свинцово-серебряных руд, а для этого дела нужны были прежде всего специалисты самого широкого профиля. Первое время русским помогали иностранные мастера, но объём работ постоянно рос и для подготовки русских мастеров горного дела в 1723 году в селе Нерчинский Завод была открыта школа - первая в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Школа при Нерчинском сереброплавильном заводе была открыта в 1723 году в числе других горнозаводских школ по приказу первого президента Берг-коллегии Василия Никитича Татищева для подготовки квалифицированных горных рабочих. Создавать школу пришлось с абсолютного нуля: не было ни учителей, ни учебников, поначалу у новоиспечённой школы отсутствовало даже собственное помещение. Стараниями горнозаводских рабочих, дети которых обучались в Нерчинской горной школе, у школы появились и своё помещение, и мебель, и канцелярские принадлежности, а учителями в школе на протяжении всего её существования были горнозаводские офицеры, а иногда - и наиболее способные ученики.
Основатель горнозаводских школ Василий Никитич Татищев был ярым сторонником всеобщего образования и педагоги Нерчинской горной школы, как могли, претворяли его заветы в жизнь. Образование в Нерчинской горной школе было бесплатным для всех, а для сирот и детей ссыльно-каторжан предусматривалось денежное пособие. Учились в ней 6 лет (с 6 до 12), сначала несколько лет обучаясь грамоте, а затем постигая основы арифметики и других наук. Несмотря на то, что контингент учащихся был разным (дети ссыльнокаторжных, пашенных крестьян, солдат, священников, казаков, горных офицеров и заводского начальства), в работы на заводе определяли самых тупых, вне зависимости от социального происхождения, также вне зависимости от социального происхождения наиболее талантливых выпускников отправляли для продолжения обучения в Санкт-Петербург, чаще всего в учебные заведения Берг-коллегии.
Подлинный расцвет Нерчинской горной школы и вообще Нерчинских горных заводов наступил при генерал-майоре Василии Ивановиче Суворове, двоюродном брате генерал-фельдмаршала Александра Васильевича Суворова. При нём были составлена первая программа обучения в школе, в ней появились первые профессиональные учителя (хотя большинство её педагогов всё же составляли горнозаводские офицеры), да и сама Нерчинская горная школа была преобразована из начальной в среднюю, где не только обучали детей работников Нерчинского сереброплавильного завода, но и лучших выпускников школ при Дучарском, Кутомарском и Шилкинском заводах, но период расцвета был недолгим: в 1789 году Екатерина II, усмотрев в деле народного просвещения опасность для своей власти, повелела закрыть все школы при Нерчинских горных заводах, кроме самой Нерчинской, в которую теперь был запрещён доступ детям из "подлых сословий" (горных рабочих, ссыльнокаторжных и крестьян), но в Забайкалье этот запрет предпочли пропустить мимо ушей, Нерчинская горная школа продолжила работать в прежнем режиме, а опала завершилась в 1796 году, когда император Павел I отменил указ матери. Созданный за 100 лет задел позволил Нерчинской горной школе стать лучшим учебным заведением на российском Дальнем Востоке, в 1823 году она была преобразована в Нерчинское горное училище и с этого момента началась новая эпоха в истории развития народного образования в Сибири и на Дальнем Востоке.