Удивительно часто в Кемерове проходят открытия выставок. В первую неделю марта было 4 повода посетить Кузбасский центр искусств. Взяв снова под контроль свои эмоции после закрытия "Лучшей работы года" через 3 дня я направилась в Кузбасский центр искусств, чтобы посмотреть выставку Валерия Трески "Отсекая лишнее".
Увидеть и узнать
Скульптура восхищает светотенью, фактурой, объемом. Дерево, искусственный камень, бетон - все материалы имеют свой характер и отражают творческое кредо автора - преобразовать по законам художественности, прислушиваясь к выразительным свойствам материала. Часто художник представляет фигуру остроугольной и экспрессивной.
Черты персонализации образа встречаются редко. Но они есть, например, в образе Титан Возрождения идет двойная отсылка к кумиру всех скульпторов Микеланджело и кемеровскому живописцу Виктору Зевакину. Кстати в самом названии выставки "Отсекая лишнее" заложена аллюзия на ответ Микеланджело о том, как сделать идеальную скульптуру: "отсечь все лишнее" - ответил итальянский гений.
Валерий Треска и процессы в искусстве
Автор предлагает нам модернистскую концепцию скульптуры. Истоки этой скульптуры находятся в 1920-е годы в творчестве художников Парижской школы. В основе - вера в поступательное развитие искусства, в то, что форма способна к организации мира по художественным законам. Созидательность этой идеи бесспорна. Ее воплощение в позднесоветском и постсоветском искусстве включает в себя обращение к реализму и неоклассицизму. В творчестве Валерия Трески эти тенденции переплелись в авторский стиль. Скульптор представил зрителю свои размышления о
классицистической красоте, показал реалистическую правдивость некоторых образов. Но преобладающим началом все-таки стало модернистское осмысление формы. Эти художественные направления как скрепы, сплавляют все творчество в монолит, слегка приоткрывая зрителю первоисточник.
Формат представления выставки
Возможности зала первого этажа Кузбасского центра искусств расширились за счет заново выстроенных экспозиционных локаций, освещения, видео маппинга. Это придало экспозиции черты театрализации. В целом, представление скульптуры в таком обрамлении выглядит не академично, но интересно.
Итог
Авторский стиль Валерия Трески замешан на честности авторской позиции, глубоком осмыслении образа, классической традиции ваяния. По стилистике
скульптура Валерия Трески представляет собой образцовый позднесоветский модернизм.
Читателям и рассматривателям фотографий предлагаю поспешить на выставку, чтобы любоваться эстетикой пластических решений, многослойностью смыслов и энергией материала.