Продолжение цикла статей о том, как создать новое и сделать его модным.
Ваша идея уже нашла свое воплощение в материале. Вы создали прототип желаемого продукта. Уже то там, то здесь раздаются мнения по этому поводу. Диапазон оценок проекта настолько широк, от самых сладких хвалебных отзывов до острой критики, что ваша голова идет кругом. Что же принять во внимание, и чем пренебречь?
Самостоятельность
Ясно одно - этап чувственного познания источников дизайна данного продукта пройден. Пришло время все тщательно взвесить. Но как? Вариантов, как минимум, два: можно обратиться к профессиональным исследователям рынка – маркетологам – и получить необходимую информацию от них, а можно и самому выступить в качестве исследователя. Самостоятельное исследование удобно тем, что его можно вести непрерывно с момента появления идеи вплоть до воплощения ее в материале, тут же внося коррективы в проектируемое изделие. Проблема лишь в том, как правильно организовать свое исследование и какие методы использовать.
Рекомендуется продвигаться к цели последовательно, имея в виду три основных фазы дизайна:
- до дизайна
- в процессе дизайна
- после дизайна
А что касается методов исследования, то они достаточно подробно описаны в учебниках по маркетингу. Можно использовать их, но эффективнее будет воспользоваться тем, что замуровано в глубинах подсознания дизайнера – объемным вопросником к потребителю и продавцу. Пришло время извлечь его оттуда.
Эффективнее будет воспользоваться тем, что замуровано в глубинах подсознания дизайнера – объемным вопросником к потребителю и продавцу.
Информированность
Даже самая, казалось бы, прекрасная идея создания нового продукта требует проверки. Самая главная цель на этом этапе – собрать как можно больше информации об отрасли. Начните со знакомства с динамикой рынка, на котором вы хотите стать активным игроком. Помощь в этом могут оказать публикации в средствах массовой информации и профессиональной прессе. Кстати заметить, в журнальных и газетных статьях нередко содержатся фрагменты отчетов маркетинговых компаний об исследованиях рынка. Это то, что для вас представляет особую ценность. Современным и своевременным подспорьем являются Интернет-сайты. Главное – как можно точнее определиться с предметом поиска.
Кто основной игрок на рынке? Какой продукт является наиболее востребованным? Помните, еще лет пять назад российские магазины одежды были практически завалены женскими деловыми костюмами отечественного производства. Зайдите в эти магазины сегодня: масса дешевой молодежной одежды. Это произошло потому, что пять лет назад производитель спохватился и переориентировался на новый молодежный сегмент рынка, который испытывал явный дефицит товаров. Но теперь со скучающими и раздраженными лицами ходят по магазинам те, кому за 30. И совсем не факт, что нужно опять начинать шить деловые костюмы. Точнее сказать так: и деловые костюмы тоже. Но кто из производителей это заметил? Информацию поищите на рынке в целом, а также на торговых выставках, в рекламных буклетах для оптовых и розничных покупателей, в частности. Возможно, вы станете достойным конкурентом. Игра стоит свеч!
Линейка товаров, цены, позиционирование товара на рынке, стратегия продажи и сервис – необходимый объем информации для уточнения дизайнерской идеи. Дистрибьюторы и руководители малого бизнеса могут стать вашими первыми помощниками в этом. Как видите, нужно сделать все возможное, чтобы поиски стали как можно продуктивнее. Возможно, придется сузить тему. И начинайте думать о том, как воплотить ваши планы?
Создайте имидж вашего потребителя. Определитесь с его демографическими и психологическими характеристиками. К первым относятся параметры возраста, пола, уровня доходов и материального статуса, этнической принадлежности, местожительства и образования. Ко вторым, в первую очередь, - характеристики образа жизни: активность потребителя, его интересы и взгляды. Может быть, кто-нибудь из ваших друзей и знакомых соответствует вашим критериям. Пусть этот кто-то станет «лицом» вашей идеи. После создания прототипа, вы сможете получить от этого человека обратную связь.
Вопросы, вопросы, вопросы...
Но это еще впереди, а пока… отправляйтесь за покупками. Идите в магазин, где будут продаваться ваши вещи.
- Что это за магазин?
- Как представлены товары?
- Как продавцы общаются с покупателями?
- Какой тип потребителя посещает данный магазин?
- Что покупают посетители?
- Они покупают это для себя или для кого-то еще?
- Кто поставщики этого магазина?
- Какого сорта товар?
Наблюдайте, спрашивайте, изучайте – основные опции успешного исследования на этом этапе. И обязательно загляните в дисконт – магазин. Что продается со значительными скидками? Почему?Спросите об этом продавцов, покупателей и свою интуицию.
Продолжение следует.
Источник: Килошенко М.И. Сто вопросов для исследования дизайна // ЛегПромБизнес. Независимая международная газета. 2006. № 5 (134), С.5.