В то время как модель «15-минутного города» продвигает городское планирование на уровне микрорайонов, Швеция преследует гиперлокальный поворот: схему перепроектирования каждой улицы в стране.
В 2020 году, когда изоляция от пандемии вынудила миллиарды людей во всем мире ближе познакомиться со своими районами, одной из самых ярких идей в городском планировании стал «город за 15 минут». Видение полицентричной городской территории, позволяющей жителям удовлетворять свои повседневные потребности в пределах четверти часа ходьбы или езды на велосипеде от дома, подавалась как средство сокращения выбросов парниковых газов и повышения уровня жизни во множестве глобальных городов — таких, как Париж, где мэр Анн Идальго объявила эту модель планом восстановления французской столицы после коронавируса.
План, разработанный шведской национальной инновационной организацией Vinnova и аналитическим центром дизайна ArkDes, фокусирует внимание на том, что Дэн Хилл, директор по стратегическому дизайну Винновы, называет «городом одной минуты». Это на порядок меньше, чем другие недавние замыслы в области местного планирования. В то время как Париж работает с 15-минутным радиусом, а суперкварталы Барселоны — с участками города из девяти кварталов, проект Швеции работает на уровне одной улицы, уделяя внимание «пространству за вашей входной дверью — и пространству ваших соседей по соседству и напротив», — говорит Хилл.
Инициатива под названием Street Moves позволяет местным общинам стать соавторами своих улиц. Посредством консультаций жители могут контролировать, сколько пространства отводится для парковки или для других нужд. Проект запущен как эксперимент на четырёх объектах в Стокгольме, ещё три города собираются присоединиться к нему. Конечная цель чрезвычайно амбициозна: переосмыслить и изменить каждую улицу в стране за десятилетие, чтобы «каждая улица в Швеции была здоровой, экологически чистой и оживлённой к 2030 году».
В отличие от концепции 15-минутного города, шведская модель не предназначена для удовлетворения потребностей всех жителей на гиперлокальном уровне – из виду упускаются такие вещи, как общественный транспорт, доступ к работе или медицинское обслуживание.
«Повседневная инфраструктура, такая как улицы, является ключом к нашей культуре», — утверждает Хилл.
Переосмысливая эти участки тротуара как важные соединительные пространства для сообществ, проект стремится разрушить стереотип о том, что улицы — в первую очередь места для передвижения и хранения автомобилей.
Модульная архитектура городских пространств
План Vinnova работает так. Совместно с дизайнерской фирмой Lundberg Design в рамках проекта был разработан комплект уличной мебели, рассчитанный на размеры стандартного парковочного места и построенный из износостойких сосновых настилов. Эти блоки, интегрированные в бордюрное пространство, могут быть оснащены, в зависимости от необходимости, сиденьями, стойками для велосипедов или скутеров, детскими игровыми площадками или станциями для подзарядки электромобилей. Легко соединяемые панели террасы могут быть либо автономными, либо сконфигурированными так, чтобы они окружали всю улицу. По словам Хилла, эта концепция «черпает вдохновение из таких вещей, как Lego или IKEA — или Minecraft — где у вас есть согласованная система, которую можно адаптировать или взломать, переделать, дополнить».
Муниципалитеты могут предоставлять свои собственные версии этого инструментария, дизайн каждой улицы основан на беседах с местными жителями, вплоть до школьников. На улицах рядом с остановками общественного транспорта может быть больше парковок для велосипедов, а на улицах, где есть кафе, можно выбрать больше сидячих мест. Некоторые юниты могут делать акцент на засаженных деревьями горшках, другие — на игровых площадках.
Руководители проекта подчёркивают, что процесс создания сообщества имеет такое же значение, как и сами элементы улицы. Установки легко заменяются, адаптируются или удаляются, что делает их временными инструментами, а не универсальными постоянными решениями. Некоторые из них могут быть экспериментами, которые в итоге приведут к более обширным изменениям дизайна; другие могут быть сезонными.
«Самое важное в этих прототипах, которые мы сделали — то, что все они могли быть неправильными», — говорит Киран Лонг, директор Arkdes. По его словам, их настоящая функция — «позволить нам поговорить о будущем улиц с прохожими, людьми в округе, школьниками, которые тусуются на них, людьми с электрическими велосипедами и самокатами и так далее».
Утопия Arkitekter
Таким образом, дискуссии о дизайне, которые многим могут показаться абстрактными или незнакомыми, становятся конкретными и осязаемыми. Жители увидят, как их пожелания относительно окружающей среды стали реальностью на очень маленькой территории проекта. Улицы Швеции могут стать инновационной платформой для быстрого и действенного решения проблем устойчивости к изменению климата, общественного здравоохранения и социальной справедливости вместе взятых.
Искусство возможного
Тротуар – отличное место для начала вовлечения людей в повседневную жизнь и включения их желаний в более широкий механизм городского управления.
«Очевидно, что другие социальные инфраструктуры также фундаментально формируют возможное будущее, — говорит Хилл, — но трудно представить себе новое политическое воображение, которое будет запущено без открытых, плодотворных уличных культур».
Однако прямого взаимодействия и трансформации не произойдёт, если у городов нет конкретных способов их осуществить. Прямо сейчас многие города, стоящие перед ежедневной задачей по сбору мусора и поддержанию работы школ, по ряду веских причин не обязательно ставят на повестку новые политические цели. В Швеции, где нежелание правительства ввести карантин повлекло катастрофические последствия, коронавирус ещё больше усложняет эту проблему. С другой стороны, это возможность начать перезагрузку.
Это не просто инерция, которая мешает перепланировать улицы. Муниципалитеты сталкиваются с давлением со стороны автомобилистов, стремящихся поддерживать повсеместный доступ для транспортных средств по всему городу, и часто полагаются на доходы от парковки для финансирования других услуг – услуг, которые даже люди, которые хотят сократить количество парковочных мест, называют недофинансированными.
Этот процесс находится на начальной стадии. Street Moves провела экспериментальную реконструкцию четырёх улиц в Стокгольме, в начале 2021 года доберётся до участков в Гетеборге и Мальмё. Уроки, извлечённые на ранних этапах, помогут развернуть проект, поскольку результаты стартовых проектов будут включены в справочник, предназначенный помочь муниципалитетам разобраться в ключевых процессах и механизмах преобразований.
Международная модель
Такая грандиозная трансформация может показаться актуальной только для такой страны, как Швеция, чья социальная и экологическая политика часто вызывает зависть у прогрессистов в других странах. Шведское законодательство обязало свои города к 2045 году стать углеродно-нейтральными, инициировав амбициозную национальную кампанию по изменению дизайна улиц, которая снижает интерес к использованию автомобилей. Но цели проекта Street Moves, тем не менее, не чужды американским городам – например, Хилл ссылается на сады Рона Финли у тротуаров в Лос-Анджелесе как на источник вдохновения.
Действительно, в условиях карантина, который, как уже упоминалось ранее, сама Швеция никогда не применяла, важность поддержания безопасного общественного пространства и освобождения места для основных служб рядом с домами людей становится все более очевидной. Так же движение Black Lives Matter привлекло новое внимание к тому, как благодаря решениям в области планирования и полицейским стратегиям, замешанным на расизме, улицы городов США в настоящее время не обеспечивают равный доступ и безопасность для цветных людей. На этих же улицах собрались протестующие, чтобы требовать перемен, где сформировалась конкретная, основательная политика сопротивления. Нельзя игнорировать важность улиц как площадок, где страны могут сформулировать и решить свои проблемы.
Эта борьба может показаться очень далёкой от шведского проекта парковки, но пример Street Moves действительно представляет собой скромную попытку дать городским жителям более прямой контроль над своим окружением. Это было бы неплохо для городов во всем мире. Если самые неотложные кризисы этой эпохи — адаптация к изменению климата, социальная сплочённость, состояние демократии – возникли прямо у нас за порогом, возможно, имеет смысл утверждать, что это пространство является отправной точкой для изменений.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Самые крупные города за Полярным кругом — топ-3
✅ Регионы, которые кормят себя сами. Богатые и самодостаточные регионы России
✅ Самые высокогорные города в мире: жить над облаками