Найти тему
Русский и Литература

ЕГЭ по литературе: в каких произведениях русских поэтов любимая женщина предстает как муза и вдохновительница? Вопрос-сравнение №11

Оглавление

Кто приносит вдохновение поэту? Ответ остается неизменным на протяжении многих веков: конечно же, муза. Но кто это? Женщина или виденье, возлюбленная из плоти и крови или сверхценная идея? И кто был первым в русской литературе, изобразившим живую и реальную представительницу прекрасного пола как музу? Давайте разбираться в этом и анализировать стихотворения про женщин-муз в формате вопроса-сравнения №11 ЕГЭ по литературе.

Коллаж: картина Г. Моро "Гесиод и муза", портреты С.А. Есенина и А.С. Пушкина
Коллаж: картина Г. Моро "Гесиод и муза", портреты С.А. Есенина и А.С. Пушкина

Образ музы родился еще в античные времена. Древние греки считали, что уникальные идеи и выдающиеся произведения возникали не как следствие напряженного мыслительного процесса, а даровались богами или музами. Поэтому талантливых авторов называли удостоившимися поцелуя Музы.

В Россию образ музы перекочевал вместе с традициями классицизма - первого массового литературного направления, опиравшегося на искусство Древнего Рима и Греции. Несмотря на иноземное происхождение, он закрепился и стал настолько популярен, что встречался в творчестве почти каждого русского поэта: Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М. Цветаевой, А. Ахматовой и многих других. Все они видели свою вдохновительницу абсолютно по-разному: кто-то - античным божеством, должным возгордиться заслугой справедливой (М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин), кто-то - прекрасным и неземным созданием, лишь порой навещающим землю и зажигающим в небе прощальную звезду (В.А. Жуковский), кто-то - иссеченной, страдающей, в крови (Н.А. Некрасов). Но мы сегодня поговорим немного не об этом, а о тех произведениях, в которых живая, реальная женщина была изображена как муза.

Этим трендом мы обязаны конечно же, Солнцу русской поэзии - Александру Сергеевичу Пушкину, который изобразил Анну Керн в виде "гения чистой красоты". Такой ход стал поворотным моментом, тем триггером, который показал всем русским поэтам, что так делать можно! Что муза - это не обязательно бесплотное виденье, а прекрасная возлюбленная, которая дарит лучшие моменты в жизни и творчестве. И понеслось...

Ф.И. Тютчев посвящает стихотворение «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…») своей первой мюнхенской любви Амалии Крюденер, которая навещает уже больного поэта в его имении в Овстуге (Брянская область). На момент написания это проникновенного творения поэту 67 лет! А.А. Фет посвящает строки «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по одной из версий своей возлюбленной Марии Лазич, которая умерла в молодости. На протяжении 40 лет жизни это рано ушедшая женщина была его музой и мучением, потому что в ее смерти он винил себя. Два эти стихотворения были положены на музыку и стали популярными романсами.

Практически каждый поэт Серебряного века считал своим долгом воспеть возлюбленных, приносящих им вдохновение. Но, наверное, самая трогательная и сильная любовь была описана Владимиром Маяковским. Своей своенравной и жестокой музе Лиле Брик, которой посвящал все произведения на протяжении почти 15 лет, он писал: "Надо мною,
кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа". А Сергей Есенин, известный задира и хулиган, ради любви к своей музе Августе Миклашевской решает отречься от скандалов и даже от признаний в любви к Родине. В одном из самых лиричных стихотворений он пишет: "Заметался пожар голубой,/ Позабылись родимые дали./ В первый раз я запел про любовь,/ В первый раз отрекаюсь скандалить".

А теперь давайте разберем по косточкам вопрос ЕГЭ: в каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном навеяно женским образом и как они могут быть соотнесены со стихотворением А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье"?

План-схема вопроса №16 в ЕГЭ по литературе
План-схема вопроса №16 в ЕГЭ по литературе

Тезисный разбор трех произведений и их сопоставление:

Портрет А.П. Керн
Портрет А.П. Керн

А.С. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

1. В этом стихотворении впервые в русской литературе реальная женщина была изображена А.С. Пушкиным как муза. Ранее классический образ музы, перенятый из античной традиции, изображался бесплотным и бесполым.

2. А.П. Керн, к которой обращено это послание, действительно явилась для Пушкина неким «мимолетным виденьем», несущим вдохновенье. В таком амплуа она предстала перед поэтом в 1825 году, когда тот находился в Северной ссылке, вдалеке от любимого Петербурга, светского общества, культурной жизни. Появление красавицы Керн словно пробудило его: «Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты…».

3. Образ «гения чистой красоты» не был находкой Пушкина. Поэт взял его из стихотворения своего учителя В.А. Жуковского «Лалла Рук», но наполнил иным содержанием. У Жуковского, как у поэта-романтика, этот образ бесплотен: «Ах! Не с нами обитает/ Гений чистой красоты;/ Лишь порой он навещает/ Нас с небесной высоты…». У Пушкина же он связан с конкретной женщиной, но черты ее не описаны, вероятно, для того чтобы каждый мог представить свой идеал красоты.

Термины: любовное послание, новаторство, анафора, рефрен.
Мария Лазич и Афанасий Фет. По одной из версий именно ей было посвящено стихотворение "Сияла ночь..."
Мария Лазич и Афанасий Фет. По одной из версий именно ей было посвящено стихотворение "Сияла ночь..."

А.А. Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

1. Стихотворение очень сходно по структуре и содержанию с пушкинским «К***». В нем описаны две встречи влюбленных, разделенные годами: «И много лет прошло, томительных и скучных,/ И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь…».

2. Здесь органично соединяются три темы, характерные для «поэзии чистого искусства»: любовь, природа, искусство. Поэт-импрессионист изображает залитый луной сад, ночную гостиную, в которой звучат звуки рояля и волшебный голос. Автор описывает проживаемые минуты как «миги бытия», неповторимые, навечно остающиеся в памяти.

3. Возлюбленная изображается как муза, от звуков ее чарующего голоса у обоих дрожат сердца. В ее облике лирический герой видит истинную Любовь: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая,/ Что ты одна – любовь, что нет любви иной…». Это же чувство вспыхивает в его душе через много лет, лишь только он вновь слышит ее голос. Тот неповторимый миг, испытанный им когда-то возвращается, доказывая: «Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,/ А жизни нет конца…».

Термины: симметричная композиция, «миги бытия», поэзия чистого искусства, импрессионизм.
Иллюстрация И. Глазунова "Незнакомка"и фотография А. Блока
Иллюстрация И. Глазунова "Незнакомка"и фотография А. Блока

А.А. Блок «Незнакомка»

1. В стихотворении, которое четко делится на две части и построено на приеме антитезы, появляется загадочный женский образ – Незнакомка. Он одновременно чарующий и пугающий, реальный и вымышленный: «И каждый вечер, в час назначенный/ «Иль это только снится мне?),/ Девичий стан, шелками схваченный,/ В туманном движется окне».

2. Появление этой женщины или только мечта о ней меняет восприятие лирического героя, его представление о жизни, вырывает из оков «страшного мира», где «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». В ее присутствии он ощущает иную, высшую реальность, которая и является настоящей: «В моей душе лежит сокровище,/ И ключ поручен только мне!».

3. Образ Незнакомки тесно связан с важнейшим образом-символом раннего творчества Блока - Прекрасной Дамой, но уже более приземлен, снижен. Загадочную женщину, появляющуюся в одиночестве в ресторане, сложно назвать воплощением Души Мира и Вечной Женственности, но для лирического героя она становится вдохновительницей, музой, побеждающей грязь и пошлость. Ее внешность, как и сам факт существования, остается загадкой, мы видим лишь романтический образ: «И веют древними поверьями/ Ее упругие шелка…».

Термины: антитеза, двухчастная композиция, образ-символ, «страшный мир».

Сопоставление стихов:

1. Фет и Пушкин используют симметричную композицию, описывая две встречи в разное время. 2. Музой для героев Фета и Пушкина выступает реальная возлюбленная, появление которой рождает творческий порыв. 3. Оба поэта используют прием рефрена, что придает стихотворениям музыкальность.
1. Для героев Пушкина и Блока женщины становятся проводниками в иной более гармоничный и совершенный мир. 2. У обоих авторов повествование строится на антитезе: вместе с любимой – без нее. 3. Различие состоит в том, что у Блока образ незнакомки более сложен, синкретичен и неоднозначен, так как он не реалистический, а символический.

Удачных вам сочинений!

Подготовила Анна Терехова

Раскладываем все статьи по полочкам: постоянно обновляемый навигатор по каналу
Русский и Литература13 декабря 2021

Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.