В пятницу 5 марта в Москве состоялась международная общественно-научная конференция «Цифровая школа как «новая нормальность» - путь к деградации человека».
В нашей стране оцифровка школы и вузов идет стахановскими темпами, причем ее операторы в упор не замечают тревожных обращений родителей, учителей, ученых, в лучшем случае отвечая на них простыми отписками.
Еще раз указал на очевидное коллегам профессор психиатрии Ульмского университета, директор центра нейронауки Психиатрической университетской клиники в Ульме, автор множества исследований и монографий по исследованию мозга (в том числе мирового бестселлера «Антимозг: цифровые технологии и мозг») Манфред Шпитцер, выступивший по видеосвязи из Германии:
«Начну с негативных последствий для физического здоровья человека от использования цифровых устройств: нарушение осанки, избыточный вес, диабет, повышенное кровяное давление, миопия, нарушение сна, стресс, рискованное поведение. Отдельно скажу о близорукости. Глаза детей маленькие, им еще предстоит расти и развиваться. В человеческом глазе есть особый механизм роста, который работает до тех пор, пока глаз не начинается четко видеть. Но если ребенок постоянно смотрит на расположенные близко предметы, тогда точка фокуса постоянно оказывается далеко за пределами зрения, и у него развивается близорукость. Я держу в руках предмет, за которым 5 миллиардов человек проводят около 5 часов в день (показывает мобильный телефон). Если глаза с детства развиваются неправильно, повышаются риски слепоты начиная с 50-60 лет. В Китае быстро обратили внимание на эту проблему и издали запрет на использование смартфонов в школах.
Кроме того, частота использования гаджетов влияет на способность человека к концентрации, на его психическое здоровье. Ухудшается сон, растет число ДТП – это уже доказанные вещи. Перед отходом ко сну дети не должны использовать цифровые приборы. Психика – это мой профиль, так что могу точно сказать: использование электронных устройств повышает уровень страха, агрессии, депрессивности, снижает эмпатию, уровень удовлетворенности жизнью, провоцирует возникновение различных зависимостей. Мы также проводили сравнение работы мозга после приема и зависимости от наркотиков, сравнивая это с цифровой зависимостью – в частности, от пользования соцсетью Facebook. Эффекты совершенно идентичны – чем дольше пользуется человек соцсетью, тем более ухудшается его настроение и чувство удовлетворенностью жизнью, тем больше хочется там оставаться.
Американское исследование случаев самоубийств среди нескольких десятков тысяч людей показало, что среди активных пользователей соцсетей этот риск повышается на 30% среди мужчин и на 100% среди женщин. Также было зафиксировано двойное увеличение таких случаев среди несовершеннолетних. Со смартфонами все тоже не так просто: если телефон просто лежит на столе, в зоне близости к ребенку, он уже отвлекает его внимание. Если же телефон далеко, тогда внимание ребенка намного выше. Постоянное использование гаджетов приводит к снижению успеваемости ребенка в школе, особенно по математике. Использование компьютеров в школах, как показывают европейские исследования PISA, провоцирует ухудшение успеваемости. Что касается здравоохранения, образования, защиты нас и наших детей в будущем – все это нельзя отдавать на откуп растущим аппетитам IT-гигантов. Меня очень сильно беспокоит, что никаких жестких защитных мер властями не предпринимается. Ближайшая перспектива – уничтожение учителя как класса. Хотя на самом деле компьютер должен быть привязан к учителю, а не наоборот».
Затем Ольга Четверикова пояснила цели собрания и выразила общую позицию его участников – чтобы они дошли наконец до чиновников, принимающих решения на высшем уровне:
«Мы будем не просто обсуждать проблемы цифровизации образования, но и доказывать недопустимость этого процесса. Подчеркиваю, это наша принципиальная позиция. Мы неоднократно проводили круглые столы по этой теме, в том числе на площадке Совета уполномоченного при президенте по правам ребенка. Мы отправляли сообщения в различные инстанции, но все это закончилось фактически ничем. Более того, после коронавируса и введения дистанта тенденции на цифровизацию образования резко усилились. Через реформирование образования ставится задача изменения общества в целом и человека. В реальности речь идет о возвращении к рабству, а на уровне детей внедряются технологии, которые блокируют развитие их мозга, ведут к его атрофии и проявлению цифрового слабоумия. С этим связаны проявления интернет- и гаджет-зависимости.
В 2012-2015 годах PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) по заказу ОЭСР (международная Организация экономического сотрудничества и развития) провела масштабные исследования, по итогам которых вышел доклад «Обучающиеся и новые технологии», его результаты широко не публиковались по понятным причинам. Они сравнили уровень информатизации обучения школьников с уровнем их математических знаний и понимания написанного текста, и пришли к выводу – в течение последних 10 лет те страны, которые согласились на крупные инвестиции в ИКТ, не зафиксировали ни одного заметного улучшения среди учеников в понимании написанного, в математике и других науках. Оцифровка школ не делает их более эффективными, наоборот – в заключении было указано, что в странах ОЭСР самый высокий уровень использования новых технологий связан со значительно более слабыми результатами. Начиная с определенного уровня использования компьютера и гаджета, ученики вообще перестают понимать написанное.
Кроме того, цифровая школа – это крупный финансовый проект. В результате у нас в провинциальные школы с совершенно разоренными классами, с отсутствием нормальных туалетов, ставятся электронные доски, проводится беспроводной интернет. На нацпроект «Образование» выделено 784 млрд. рублей, на «Современную школу» - 295 млрд. рублей, на «Цифровую образовательную среду» - 79 млрд. Тут же проект «Успех каждого ребенка» - это те же персональные образовательные траектории и ранняя профориентация – 80 млрд. рублей. «Учитель будущего» - 15 млрд., «Молодые профессионалы» – 156 млрд. Все это в рамках перевода на международные стандарты, участия молодежи в глобальных чемпионатах «мастерства» Worldskills и т.д. Фактически речь идет о том, что сам нацпроект исключает возможность сохранения традиционной школы.
Надо рассматривать происходящее в школе в целом, в концепции цифровой трансформации государства. Цифровая медицина, цифровая школа, «умный город» с устройствами тотального контроля, управляемые искусственным интеллектом вместо человека – все это является элементами единой системы цифровой платформы управления. Это геополитический проект под контролем глобального цифрового класса, который представляют западные IT-компании. В итоге вся информация, которая оказывается на платформе, доступна для невидимого класса, и естественно ни о каком суверенитете тут нельзя говорить», – подытожила Четверикова.
Продолжение читайте во второй части.
По материалам РИА Катюша