Найти тему

Барабаны, с чего начать? Ч.2 - Выбираем палочки.

Оглавление

И помните: "Не волшебник выбирает палочку, а палочка выбирает волшебника!"

В первой части были достаточно общие первоначальные рекомендации для начинающего барабанщика, где в том числе была немного затронута тема палочек и сегодня хочется раскрыть эту тему максимально подробно и со всех сторон.

Строение

взято у https://pop-music.ru/
взято у https://pop-music.ru/
  • Комель – толстый кончик палочки, он же – точка баланса; Для увеличения силы удара и громкости комель иногда используют как ударный наконечник
  • Тело – непосредственно место хвата, самая большая часть палочки, также иногда используемая для ударов римшот;
  • Плечо – сужающаяся область, идущая за телом барабанной палочки. Плечо играет довольно важную роль в конструкции палочки. От толщины и длины плеча зависит управляемость . Эта часть палочки может использоваться для ударов по тарелке крэш, римшота, а также обратных ударов; Кстати, удары плечом и наконечником палочки можно чередовать.
  • Шейка – то самое место, где плечо переходит в наконечник; от ее диаметра и длины отчасти зависят звук и прочность верхней части палочки: палки с тонкой и длинной шейкой дают звук более мягкий, чем палки с толстой и короткой шейкой, но при этом менее прочны.
  • Наконечник – место, которое непосредственно осуществляет удар. Для наконечников также существует ряд дополнительных параметров, таких, как форма наконечника (о них подробнее поговорим чуть позднее) и материал: наконечники бывают из того же материала, что и палочки, а бывают из нейлона. Все дополнительные параметры также влияют на извлекаемый из удара звук

Маркировка

Нумерация моделей, которую считают традиционной (3S, 2B, 5B, 5A, и 7A) - была самой первой общепринятой нумерацией барабанных палочек, где цифра и буква обозначали размер палочки и ее назначение . При этом спецификация каждой модели немного отличалась от производителя к производителю, особенно в местах сужения палочки и её наконечнике.

Цифра условно обозначает диаметр (точнее толщину) палки. В основном, меньшая цифра означает больший диаметр, а большая цифра – меньший диаметр. Для примера, палка 7А меньше в диаметре, чем 5А, которая, в свою очередь, тоньше, чем 2В. Исключение – только 3S, которая больше в диаметре, чем 2В, несмотря на номер.

Буквенные обозначения «S», «B» и «A» когда-то говорили про область применения той или иной модели, но сегодня почти потеряли свой изначальный смысл. Однако, для общего понимания эта информация будет полезной

«S» - означало «Street». Изначально эта модель палок была предназначена для использования на улице: для игры в маршевых оркестрах или барабанных оркестрах, где предполагается большая мощность ударов и громкость исполнения; соответственно палки этой группы имеют самый большой размер. На данный момент палочки с такой маркировкой особо не используются для игры на ударной установке и стали намного менее популярными

«B» – означало «Band». Изначально предназначались для использования в духовых и симфонических оркестрах. Имеют больший размер плеча и головки (для более громкой игры), чем модель «А». Обычно применяется в тяжелой, шумовой музыке. Они легче контролируются и рекомендуются начинающим барабанщикам. Маркировка В в том числе иногда рекомендуется преподавателями ударных, как идеальные палочки для старта, особенно если стиль, в котором планирует играть барабанщик, это металл, джаз и хард-рок

«A» - произошло от слова «Оrchestra». («Почему же тогда маркировка именно «А»?» - спросят самые наблюдательные читатели. У меня есть ответ на этот вопрос: буквенное обозначение «A» для «оркестровых» палочек придумала компания Ludwig Drum Company. Дело в том, что более логичное обозначение «O» (от англ. orchestra — «оркестр») не устраивало Ludwig по одной простой причине — буква «O» пропечатывалась на палочке намного хуже, чем «A», от них все и поехало). Модели «A» изначально предусматривались для биг-бэндов; бэндов, игравших танцевальную музыку. Обычно эти палочки тоньше моделей «B», имеют более тонкие шейки и небольшие наконечники, что даёт возможность извлекать тихий и мягкий звук. Обычно, палки этой модели используются для, например, джаза, блюз а или не быстрого рока. Палочки с этой маркировкой также популярны в качестве рекомендуемых для новичков, как и маркировка « B »

«N» - означает «Nylon» и является относительно новым обозначением. Она дописывается в конце маркировки (например, «5AN») и указывает на наличие у палочки нейлонового наконечника.

*Есть также и дополнительные маркировки, например, X – она означает «удлиненная модель палочек» . Обычно дополнительные маркировки вводятся и расшифровываются самими производителями палочек, так что знания основных маркировок, обозначенных выше, будет достаточно

Материал

Американский орех – наиболее востребованный материал, благодаря своей твердости, плотности и прочностным характеристикам. Он способен отлично поглотить энергию удара, погасить возникшую вибрацию и противостоять чрезмерному сгибанию; Кстати из этого же материала делают и бейсбольные биты, что также указывает на высокие вибропоглощающие свойства этого материала.

Клен – отличается легким весом, гибкостью и мягкостью своей структуры, предназначен для скоростной и негромкой игры. Хоть он и уступает другим породам в твердости и прочности, зато с лихвой компенсирует данный недостаток способностью получения быстрого отклика и поглощения отдачи. Для энергичной, негромкой игры с частым использованием тарелок клен подойдет в самый раз. Однако палочки из клена подвержены достаточно быстрому изнашиванию и поломке;

Дуб – тяжелее и прочнее вышеназванных пород. Дубовые палочки долговечнее, они не боятся воздействия влаги, но плохо поглощают отдачу при ударе;

Европейский бук – типичный пример прямоволокнистой структуры древесины, отличается гибкостью. Замечено, что ареал произрастания имеет определенную связь с прочностными свойствами дерева. В целом, бук по своим характеристикам схож с дубом;

Граб – обладает средней плотностью своей структуры, неплохо противостоит изнашиванию и поглощает отдачу от удара. Вес может варьироваться от совсем легкого до среднетяжелого. По гибкости уступает дубу и буку, боится влажности;

Палисандр – обладает повышенными прочностными характеристиками и твердостью, дает превосходный тональный оттенок, но все это сказывается на высокой стоимости данного вида древесины;

Синтетические материалы – например, полиуретан и алюминий . Помимо высокой прочности и долговечности, подкупают возможностью замены изношенных частей или смены наконечников для придания особых звуковых красок и эффектов (на цельных деревянных палочках, как понимаете, наконечник сменить не получится); В основном такие палочки используются музыкантами , играющими в экстремальных жанрах.

Сталь – только тренировочный материал. Считается, что большой вес стальных барабанных палочек развивает силу кистей, однако считается также что он же уменьшает их гибкость. Поэтому многие музыканты скептически относятся к тренировкам на стальных палочках, а новичков просят быть внимательными и осторожными при выборе таких палочек в качестве тренировочных. Кроме того, такими палочками не рекомендуется играть непосредственно на установке.

https://pop-music.ru/
https://pop-music.ru/

*Существуют также достаточно экзотические деревянные модели со стальным стержнем внутри. Такие палочки обладают высокой прочностью, но при этом ощущения от игры будут приближены к ощущениям, которые дают деревянные палочки

Наконечник

лучше всего информация о наконечниках раскрыта тут https://uchenikspb.ru/
лучше всего информация о наконечниках раскрыта тут https://uchenikspb.ru/

Чем отличаются нейлоновые наконечники от деревянных?

Деревянные наконечники . Если для вас в приоритете яркость звука – делайте ставку на наконечники из твердых видов древесины. Однако будьте готовы к тому, что наконечники из твердых пород впоследствии так же подвергнутся изнашиванию, как и из мягких, что повлечет за собой «размытость» звучания;

Нейлоновые наконечники . Изделия из древесины уступают им по твердости и прочности. Нейлоновые плотнее, не откалываются и, как следствие, долговечнее. Дают ярче звук с усиленной атакой и проекцией.

Форма наконечника

Формы наконечников подразделяются на 8 основных типов:

1. Наконечник остроконечный (pointed or triangle-tipped)
Стилевое направление и область применения: jazz, funk, fusion, blues, groove, swing и т.п. Обладает большей площадью контакта с пластиком по сравнению с круглым, что позволяет щадить пластик и «притуплять» ошибки звукоизвлечения. Создаваемый звук - среднего наполнения и с более широким фокусом. Звук тарелок не такой яркий и акцентированный, в отличие от круглого наконечника. Рекомендуется для начинающих барабанщиков. Также этот вид наконечника называют «треугольным».

2. Наконечник круглый (ball tip)
Стилевое направление и область применения: отлично зарекомендовал себя при работе в студии, исполнении в симфоническом оркестре, а также в лёгком джазе, благодаря использованию как симметричного захвата палочек, так и традиционного. Фокусирует звучание, что сразу заметно при игре на тарелках. Существенно понижает изменение звука при ударах под различным углом наклона палки. Отлично подходит для яркой игры и чёткого звукоизвлечения. Круглый маленький наконечник создает сильно сфокусированный звук и очень деликатен с тарелками. А палочки с большим размером закруглённой части круглого наконечника создают звук более наполненный. Этот наконечник не прощает ошибок в звукоизвлечении и его целесообразнее использовать музыкантам с правильно поставленным ударом.

3. Наконечник в форме бочонка (barrel tip)
Стилевое направление и область применения: лёгкий рок, jazz, funk, fusion, blues и т.п. Большая область контакта с пластиком, чем у круглого наконечника, что сберегает пластик и притупляет ошибки звукоизвлечения. Формирует звук среднего наполнения и с более широким фокусом. В отличие от круглого наконечника, создает менее выраженный и акцентированный звук тарелок. Рекомендуется для начинающих барабанщиков.

4. Наконечник в форме цилиндра (cylindrical tip)
Стилевое направление и область применения: великолепный выбор для барабанщиков разных стилей – рок, металл, джаз, поп-музыка. Чаще всего применяются для rock, rock’n’roll, hard rock smooth jazz, swing, ambient, easy listening и т.п. Предназначен в первую очередь для ритмичной, мощной и громкой игры. Благодаря большой площади соприкосновения с пластиком создается открытый, тускловатый, приглушённый, не резкий, рассеянный звук. Кроме того, можно использовать и для спокойной мягкой игры. Атака звука - тусклая средняя.

5. Наконечник в форме оливы (olive-shaped tip)
Стилевое направление и область применения: trash metal, gothik metal, hard metal, rock, jazz, fusion, swing и т.п. с большим количеством down-ударов на тарелках. Округлая форма прекрасно демонстрирует себя в процессе быстрой игры в стиле speed-metal. Этот наконечник рекомендуется использовать для обучения первичной постановке рук. Хорош при чередующейся быстрой игре up-down и замедленной с концентрированными (направленными) ударами по тарелкам и по барабанам для создания мягкого, сфокусированного звукоизвлечения. «Выпуклость» дает возможность контролировать звучание и площадь соприкосновения с поверхностью инструментов в широчайшем спектре, в зависимости от того, под каким углом наклонена палочка к поверхности инструмента. Наконечник создает низкий полный звук, распространяя энергию над более значительной областью (по сравнению с круглым или остроконечным наконечником), продлевая, таким образом, срок жизни пластиков. Отличный выбор для предпочитающих жесткую игру. При исполнении на тарелках формирует объемный звук.

6. Наконечник в форме овала (oval tip)
Стилевое направление и область применения: rock, metal, pops, марши и т.п. Хороший выбор при громкой игре с сильным акцентом и мощной звуковой атакой. Рекомендуется для маршевых барабанов и для концертов на больших площадках или стадионах. Наконечники в форме капли (teardrop tip) Стилевое направление и область применения: swing, jazz, blues, fusion, и т.п. Очень частый выбор джазовых барабанщиков. Быстрые и лёгкие палочки с этим наконечником – идеальное решение для игры в джазовом ансамбле и оркестре. Формирует высокий наполненный звук, распространяя энергию над узкой областью. Создает богатый звук тарелок, атака звука – сфокусированная. Рекомендуется для тусклых акцентов при игре в среднем и медленном темпе. Обладает хорошим отскоком, целесообразен для резких и чётких ударов. Великолепно подходит для акцентного мягкого звукоизвлечения, что важно при симметричном захвате. Отлично справится с выделением акцентов по райду up-down-ударами, например, при ведении свингового ритма головкой палочки. Помимо этого, рекомендуется для использования при тяжелом speed-metal, а также для тренировочных занятий.

7. Наконечник в форме жёлудя (acorn tip)
Стилевое направление и область применения: rock, metal, pops, funk, swing, jungle, blues и т.п. При малой атаке создает весьма яркий, мощный звук. Следует отметить хорошую степень ясности и артикуляции при ударах по райду. Прекрасно зарекомендовал себя при резких переходах с громкой мощной игры на ритмичную тихую пульсацию, а также при игре традиционным и симметричным захватами.

8. Наконечник в форме капли ( teardrop tip)
Стилевое направление и область применения: swing, jazz, blues, fusion, и т.п. Очень частый выбор джазовых барабанщиков. Быстрые и лёгкие палочки с этим наконечником – идеальное решение для игры в джазовом ансамбле и оркестре. Формирует высокий наполненный звук, распространяя энергию над узкой областью. Создает богатый звук тарелок, атака звука – сфокусированная. Рекомендуется для тусклых акцентов при игре в среднем и медленном темпе. Обладает хорошим отскоком, целесообразен для резких и чётких ударов. Великолепно подходит для акцентного мягкого звукоизвлечения, что важно при симметричном захвате. Отлично справится с выделением акцентов по райду up-down-ударами, например, при ведении свингового ритма головкой палочки. Помимо этого, рекомендуется для использования при тяжелом speed-metal, а также для тренировочных занятий.

Обратите внимание на фото:

Палочки здесь из разных материалов. Видно, как сильно износились некоторые деревянные палочки от неправильных новичковых ударов, а некоторые хоть и поцарапались, но куски от них пока еще не отлетают, хоть они и старше. Кстати, также видно, что с нейлоновыми наконечниками почти ничего не происходит, на старой износившейся палочке наконечник выглядит почти также хорошо, как и на новых палочках справа.
Палочки здесь из разных материалов. Видно, как сильно износились некоторые деревянные палочки от неправильных новичковых ударов, а некоторые хоть и поцарапались, но куски от них пока еще не отлетают, хоть они и старше. Кстати, также видно, что с нейлоновыми наконечниками почти ничего не происходит, на старой износившейся палочке наконечник выглядит почти также хорошо, как и на новых палочках справа.

Выбор «своих» палочек

Итак, мы знаем, из чего состоят палочки и чем они отличаются друг от друга. В качестве итогов хочется дать рекомендации, на что опираться барабанщику при выборе подходящих именно для него палочек.

Помимо маркировок , материалов и форм наконечников есть еще важные параметры, которые нужно принимать во внимание при выборе палочек:

Длина. По сравнению с более короткой, длинная палочка сложнее поддается контролю, но компенсирует этот недочет мощностью звука;

Вес. Сказывается на звуке, силе и способности музыканта контролировать барабанную палочку. Чем приспособление тяжелее, тем громче звук. Молодым барабанщикам тяжелые палочки тоже могут подойти, поскольку легкость контроля будет удачно сочетаться с возможностью развить выносливость рук;

Плотность и прочность . Палочки – это расходный материал, выбирая палочку, следует ориентироваться на тот стиль игры, в котором предполагается играть. Например: Под экстремальные виды игры выбирайте наиболее прочные палочки. Если громкая игра не планируется, но нужна более скоростная игра, можно себе позволить предпочтение более легкому весу палочки в ущерб прочности и т.д.

Обработка. Производитель может отполировать палочки либо покрыть их лаком. Лак добавит поверхности прочности, создаст приятный ровный блеск и защитит деревянные изделия от пыли и влаги. Также есть просто отшлифованные палочки, то есть они не имеют какого-либо покрытия. При шлифовании все заметные неровности удаляются с поверхности палочек с помощью абразивных материалов, как правило, наждаков, сохраняя при этом естественную шершавую фактуру дерева. Это улучшает сцепление руки и палочки, а также улучшает поглощение лишней влаги. Однако, такие палочки больше подвержены разрушению, чем палочки, покрытые лаком.

В магазине потрогайте и возьмите в руки несколько разных вариантов палочек. И не просто возьмите в руки, а используйте захват для игры, чтобы лучше понять, насколько комфортно держать палочки в руке. Сравните эти варианты. Параметры палочки, такие как вес, длина и диаметр должны соответствовать размерам и особенностям вашей руки. Обычно оптимальную длину выбираемого приспособления определяют по расстоянию от точки на внутренней стороне локтевого сгиба до кончика безымянного пальца. Держа палочку в руке, вы должны мысленно поймать себя на достигнутом ощущении удобства, ведь от этого в целом будет складываться и качество извлекаемых из ударных инструментов звуков.

Спасибо, что дочитали этот материал, хочется, чтобы он оказался полезен как можно большему количеству людей!