Единственные животные на планете помимо людей, которые используют предметы в качестве украшений для привлечения противоположного пола, — птицы-шалашники. Их примерно 20 видов, все они живут в тропических лесах и лесистой местности Австралии и Новой Гвинеи. Семнадцать видов из них в качестве свадебного подарка предлагают любимым искусно построенные беседки — причем предназначенные не для райской жизни вдвоем или выведения потомства, а исключительно в качестве поделки, призванной покорить сердце дамы, доказав интеллект жениха. Ну это как если бы мальчик дарил юной избраннице не сертификат на косметику и не букет чахлых тюльпанов, а собственноручно сделанную модель парусника — причем от и до, а не из готового магазинного набора. (Мне как-то подарили такой, он хоть и потрепан несколько моими сыновьями, но до сих пор занимает почетное место на книжной полке — хотя творец этого кораблика и не стал спутником жизни.)
Шалашники не только выступают архитекторами своих построек, но и дизайнерами. В качестве украшений используются яркие надкрылья жуков, крылья бабочек, раковины улиток, плоды, ягоды и лепестки, перья, лишайник, камешки. Раскладываются эти драгоценности в строгом порядке, отдельными кучками.
Атласные шалашники предпочитают яркие предметы синих оттенков, редких в природе и потому хорошо выделяющихся на зеленом фоне тропического леса. Доставать синие предметы нелегко — их приходится таскать в местах обитания людей или красть у соседей — таким образом, обилие синего в украшении беседки доказывает отличные когнитивные способности шалашника. В противоположность синему красный цвет эти птицы ненавидят — если вы в качестве эксперимента подложите нечто красное на площадку перед шалашом, самец немедленно выбросит предмет подальше.
Как только самка проявляет интерес к его постройке, шалашник пускается в пляс, как заводная игрушка, попутно хватая предметы из собранной им коллекции и бросая их на землю, словно хвастаясь перед дамой, носится по площадке, хлопая крыльями и распуская хвост, потом демонстрирует свое искусство подражания, имитируя крики других птиц.
В отличие от нас, женщин, самки шалашников ведут себя более предсказуемо: коли уж приняла подарок — значит согласна сделать креативного создателя шалаша отцом своих детей. Но шалашницы капризны — не всем птицам-дизайнерам удается испытать радость любви.
Среди самцов есть дон жуаны, которым за свою жизнь удается сойтись с 20-30 разными самками. А есть и лузеры, обделенные вниманием прекрасных дам. Видимо, именно артистические и эстетические навыки самцов являются для самок индикатором их интеллекта.
Дело в том, что отцы из шалашников никакие. Они не только не помогают самке выкармливать птенцов, защищать территорию от врагов и конкурентов, но не подменяют будущую маму и в период насиживания кладки. Таким образом, самке шалашника, в отличие, например, от воробьинообразных птиц, неважны качества самца как добытчика и кормильца семьи. В точности как женщина, не желающая выходить замуж или не нашедшая пару, и задумавшая «родить для себя», ищет мужчину, который в чем-то отвечал бы ее представлениям об идеале и передал бы гены высокого интеллекта или художественного таланта запланированному сыну или дочери. Не можешь рассчитывать на крепкое мужское плечо — возьми хотя бы гены.
Так что мадам шалашница придирчиво оценивает осязаемые и наглядные плоды ума и креативности самца — шалаш и декорированное пространство вокруг него, а также умение танцевать, и делает свой выбор.
Подробнее о шалашниках можно прочитать в одной из глав книги Дженнифер Акерман «Эти гениальные птицы».
А посмотреть — на канале Nat Geo WILD.