Это вторая часть рассказа, первую вы можете посмотреть здесь.
Глава 5 В поезде Свердловск - Богословск
На вокзале было шумно. У доски с расписанием стоял Семен Золотарев, новоиспеченный участник похода. Игорь отметил про себя физические данные Золотарева. Довольно крупный мужчина, физически силен. По комплекции ему уступал даже Юра Дорошенко. Пожалуй стоит познакомиться поближе…
- Здравствуйте, Семен… - Дятлов запнулся, - Александрович, как настроение, боевое?
- Давайте просто и без всяких церемоний, товарищ руководитель похода, - Золотарев широко улыбнулся. – Поэтому зовите меня просто Сашей… Так меня зовут друзья, и я уже привык более к этому имени. Тебя, Игорь, я заочно уже знаю. Представишь меня своим друзьям?
Тем временем к беседующим Золотареву и Дятлову начали подтягиваться и другие участники похода. Первыми подошли педантичный Юдин, а также Колеватов.
- Знакомьтесь, это Юра, это Саша. Юра, Саша, - это Сем… - Дятлов запнулся. – Это Александр, наш новый участник похода.
- Можно просто Саша, - Золотарев пригладил усы. – А вы, я так понимаю, наш доктор, - обратился он к Юдину. – Надеюсь, вы взяли с собой снотворное, а то я, признаться, имею обыкновение убегать по ночам и покорять сложные вершины не дожидаясь остальных…
Увидев растерянное выражение лица Юры, Дятлов не выдержал и прыснул в кулак. Следом засмеялся Колеватов.
Тем временем к беседующим подошли и остальные. Не было лишь Люды Дубининой, которая по обыкновению опаздывала.
- Саша, ходил ли ты в походы и куда? - Зина с ходу перешла на «ты», поняв, что так Александру будет комфортнее. Золотарев это почувствовал и одарил девушку самой яркой из улыбок.
- Я в прошлом году на Чертовом камне был, - ответил он. – Оттуда на Талицу. Семь дней ходили там. Это был инструкторский поход. Попали в минус пятьдесят, но все обошлось.
- У нас Игорь тоже в минус пятьдесят попадал на Полярном, правда, Гось? – Кривонищенко толкнул локтем товарища.
- Ну было, делов-то, - пожал плечами Дятлов. – Вот Саша воевал, расскажешь как это?
- Многое узнать - дедом раньше стать, - перевел в шутку вопрос Игоря Золотарев. – На войне всегда плохо, поэтому лучше об этом не знать и никогда этого не видеть.
- А в поход зачем тебе, Саш? – вступил в беседу Юра Дорошенко. – Нас тянет в горы, к неизведанному… А что двигает тобой?
- О! У меня более приземленные цели, - Золотарев рассмеялся. – За тот поход по Чусовой мне даже «туриста» бы не дали (значок «Турист СССР» давали за пройденный поход 1 категории трудности ). А мне сразу мастер спорта нужен.
Тем временем подошел поезд. Дятлов достал из походной сумки билеты и стал раздавать ребятам. Золотарев приобрел билет сам, поэтому и прибыл на место раньше других.
Тем временем в вокзал буквально ворвалась Люда Дубинина. С ходу раздала всем «привет» и принялась рассказывать Зине последние новости. Дятлов хмыкнул…
- Люда, знакомься, это Саша, наш новый боевой товарищ по походу.
- А девочка точно рюкзак поднимет? - Золоторев с недоверием оглядел с ног до головы хрупкую Люду.
- Если покажется тяжелым, тогда Вам отдам. Не сломаетесь? – съязвила Люда и, посчитав вопрос исчерпанным, вновь принялась за Зину.
- Не сомневайся в ней, Саш, - Дятлов чуть наклонился к Золотареву и понизил голос. – Люда заканчивала один из походов с простреленной ногой, Зину кусала ядовитая змея. Наши девушки были во многих походах и с честью выходили из сложных ситуаций, - затем он повысил голос, – внимание, группа Хибины… по коням!
Группа начала подниматься в вагон. Еще через несколько минут поезд, дав прощальный гудок, отошел от станции. К утру следующего дня ребята должны были быть уже в Серове.
За окнами менялись заснеженные картинки домов, деревьев, полей, но группе Дятлова было не до пейзажей.
- Понимаешь, я зашла расческу купить, а там именно тот цвет, который мне нужен был, - рассказывала Люда Зине о своей внеплановой покупке. – Я не посмотрела на цену и сдуру взяла пять метров. Теперь у меня совсем не осталось денег…
- А вот и кто у нас тут едет, а? – в дверях появился высокий парень. – Значит, тоже по Уралу соскучились?
- Юра, рады вас видеть, приходите к нам в вагон когда расположитесь. А кто у вас в группе? Идут ли с вами Кротов и Синицын? – вопросам не было конца.
Вошедшим был Юрий Блинов, руководитель группы туристов, идущих в поход на Северный Урал, но по другому маршруту. Юрия и его группу хорошо знали Люда Дубинина и Саша Колеватов. Люда ходила в составе группы Блинова зимой 58 года на Денежкин и Кондаковский камни. Колеватов в составе той же группы ходил в летний поход по Южному Уралу в 57 году.
- Да, обязательно придем, - Блинов улыбнулся. – Вооружайтесь карандашами, у нас есть что нового вам спеть, - с этими словами он ушел.
Между туристами разных групп всегда существовало негласное состязание, кто больше песен знает, кто лучше поет. Ведь в походе песня – лучшее лекарство от уныния, усталости. Песни поются у костра под гитару, мандолину, а то и просто хором.
- Ну, нам тоже есть чем их удивить, - Золотарев улыбнулся и достал из кармана рюкзака пухлую тетрадь…
А вечером две группы пели, стараясь перещеголять друг друга. Еще вчера абсолютно «новый» человек Саша Золотарев, которого сначала не хотели брать, но потом все равно взяли, так как нельзя было отказать, стал «своим». Казалось, что участники группы знают его уже давным-давно…
А поезд катил все дальше, удаляясь от Свердловска, и, казалось, что колеса поезда не стучат, а отбивают такт песне:
Эх, цумба, цумба, Мадрид и Лиссабон,
Старые калоши, труба и граммофон…
Глава 6 Приключения в Серове
Утром поезд добрался до станции в городе Серов. Группы Блинова и Дятлова высадились на перроне. Им предстояло провести в городе еще 12 долгих часов. Дело было в том, что из Серова в сторону Ивделя в дневное время по железнодорожным путям следовали лишь товарные вагоны. Перевозка пассажиров разрешалась только в вечернее и ночное время. Советская власть заботилась о том, чтобы «красивая» панорама Ивдельских лагерей не мозолила глаза честным советским гражданам. Этот закон неукоснительно соблюдался, что конечно не добавляло мобильности туристическим группам.
Вокзал был закрыт, поэтому на перроне столпились путешествующие и провожающие. Дятлов собрал вокруг свою группу.
- Так, достаем деньги, собираем на железнодорожные билеты до Ивделя. Люда, что там у тебя?
Дубинина опустила взгляд в пол и что-то бормотала под нос.
- Игорь, у нее денег нет на поезд, - Зина взяла Люду под руку. – Она вчера еще хотела сказать, но ты обсуждал что-то с Блиновым и отмахнулся, мол, потом расскажешь…
- Ну и что прикажете делать? Вы же не дети малые… - Дятлов тяжело вздохнул. – И чем прикажете теперь пожертвовать? Может, тогда из Ивделя пешком пойдем, вместо того, чтобы на автобусе ехать?
- Гося, кончай сердиться, - Кривонищенко хитро прищурился и быстро стащил с Коли Тибо его шляпу. – Сейчас урегулируем вопрос…
Не слушая товарищей, Юрка Кривоонищенко затянул самую жалостливую песню из всех, какие знал. Чуть кривляясь и гримасничая, он подходил к стоящим на перроне и, прерывая песню, жалобно говорил: «Подайте бедным студентам на конфеты и эскимо…».
Конечно от такого «попрошайки» почти все шарахались в сторону. Первой не выдержала и стала хохотать Зина, а за ней дружно стали смеяться и остальные участники группы Дятлова.
- Юрка, да ты прямо профессиональный нищий, тебе только в цирке выступать, - задыхался от смеха Игорь.
Но смех быстро улетучился, когда неожиданно возле Кривонищенко возникли два милиционера, взяли его за руки и куда-то повели. Юрку надо было срочно выручать.
- Саша, бери Дорошенко, Юдина и девчат, - Дятлов нашел глазами Золотарева. – Постарайтесь найти какое-нибудь теплое помещение недалеко от вокзала. Дорошенко, через каждый час подходи к вокзальным дверям и жди нас. Остальные за мной. Дятлов взял сумку с документами и помчался догонять шедших вдали милиционеров. Следом за Дятловым побежали Тибо, Колеватов и Слободин.
- Весело начался наш поход, - Золотарев оглядел приунывших ребят. – Ничего, они скоро вернутся, а мы давайте попробуем найти, где остановиться до вечера. Предлагаю сходить вон в тот клуб, у столовой… - и Золотарев решительно зашагал по направлению к нему.
Но попасть в клуб не удалось. Им посоветовали обратиться в железнодорожную школу. На пороге школы пятеро дятловцев встретились с выходящими из нее туристами группы Блинова. Те рассказали, что место до вечера можно найти в начальной железнодорожной школе №41, которая находилась тут же, в двухстах метрах от вокзала.
Пока Зина и Люда укладывали вещи, Саша и оба Юры принесли остальные рюкзаки. Через несколько часов вернулись Игорь, Рустем, Коля и немного понурый Юрка Кривонищенко. На расспросы Дятлов как бы нехотя рассказал, что выручило их то, что поход посвящен съезду КПСС. Сержант милиции объяснил про правила внутреннего распорядка и пообещал, что в следующий раз за подобные «шутки» закроет на несколько суток до выяснения обстоятельств…
- Короче, у товарища совершенно не было чувства юмора, - подытожил Дятлов. – Мы рассказали, что едем в Ивдель, а затем в Вижай. Сержант полюбопытствовал о дальнейшем маршруте, а когда узнал, что мы собираемся ко Второму Северному, то выразил сомнение в успехе нашего похода, поскольку дорога к нему сейчас перекрыта…
- А почему перекрыли, что делать будем? – посыпались вопросы.
Стоит пояснить, что за два с небольшим года до этого в СССР приняли постановление о разделении осужденных впервые и матерых рецидивистов. Последних переводили в особые исправительно-трудовые лагеря в самых отдаленных участках тайги. Содержание в этих лагерях было жестким, поэтому все чаще заключенные стали совершать побеги. Из-за этого раз за разом дороги между поселками Ивдельского района перекрывали.
- Он также поинтересовался, есть ли у нас огнестрельное оружие, - сказал Игорь. – А когда узнал, что его нет, то посоветовал разворачиваться назад и ехать в Свердловск.
- И что же ты ему ответил? – полюбопытствовал Золотарев.
- Сунул ему под нос просьбу считать поход посвящением двадцать первому съезду КПСС, который пройдет через три дня в Москве, - Дятлов улыбнулся, - Это конечно сразу же подействовало, и сержант все-таки соизволил нас отпустить. Если конечно наш «попрошайка» будет вести себя смирно, - и он ткнул кулаком в бок Юрку Кривонищенко.
- Ну вот и хорошо, а то я уже думал, что не видать мне «мастера», - выдохнул Золотарев. – Не думаю, что там на самом деле так опасно, как он тебе рассказал. Пойдемте быстрее обедать, а то потом мы уже пообещали провести для первоклашек лекцию о туризме…
- А что с Людой делать будем? – поинтересовался Кривонищенко.
- Воспользуемся старым проверенным способом и провезем Люду в виде багажа, - предложил Золотарев. – При ревизии спрячем под сиденье, она маленькая, поместится. Я по молодости часто «зайцем» путешествовал.
На том и порешили. Тем временем в комнату начали набиваться первые любопытные школьники. Сначала с ними о туризме попробовал побеседовать Саша Золотарев, но взаимопонимания не нашел.
- Видно читать лекцию о туризме на нашей Коуровской базе и здесь в школе – разные вещи, посетовал Александр. – Зина, может ты попробуешь?
Видимо Зина знала какие-то особые слова, и дело сразу пошло на лад. В детских руках перебывали все туристические принадлежности, от фонарей до котелков и ложек. Определенно Зине Колмогоровой следовало стать воспитателем, так думал, наверное, каждый из группы Дятлова. Когда пришла пора уходить, за туристами потянулся длинный шлейф из провожающих детей.
На перроне снова было многолюдно. Группы Дятлова и Блинова погрузились в вагоны, и через короткое время поезд покинул Серов и направился в Ивдель. По обыкновению в вагоне было шумно. Дятловцы и Блиновцы пели хором туристические песни, а им подвывала охотничья собака Ольва, взятая группой Блинова для охоты.
Подобный шум не мог не остаться незамеченным для других путешествующих на поезде. Неизвестно из какого вагона «на огонек» заглянул молодой парень в изрядном подпитии. Решив, что где шумно, там и выпивка, он захотел присоединиться к веселью. Однако получив отказ, он не захотел уходить. Завязалась небольшая потасовка, которая закончилась появлением милиции.
Золотарев решил, что на этот раз он должен идти говорить с органами правопорядка. Вернулся он в задумчивости и поделился с товарищами тем, о чем говорил милиционер.
- Он во мне сразу признал бывшего военного, оказалось, что служили почти рядом, - рассказал Саша. – Он спросил, куда мы едем, а узнав, посоветовал быстрее пройти участки, где работают бывшие зэки. Я для них буду естественным раздражителем, у меня будто на лице написано – военный. Еще он посоветовал всю ночь вести дежурство, во всяком случае, вблизи лагерей. Несколько случаев уже было, не угадать, кто может пожаловать ночью на свет твоего костра…
Посоветовавшись, ребята решили, что дежурить первой будет Люда, которая, к слову, все время разбирательств была вынуждена провести под сиденьем.
- А давайте будем дежурить попарно, чтобы не засыпать, - предложил Рустем. – Ведь за разговором всегда легче.
- Можно тогда к Люде приставить Сашу Колеватова, они знакомы давно, им будет о чем поболтать, - Зина хитро подмигнула Люде. – Если не хватит времени за ночь, устроим им внеочередное дежурство.
Разговор перетек на тему любви, поцелуев. Каждый из туристов (конечно мальчишек) старался высказать свое мнение, поделится своим «богатым» опытом. Лишь Золотарев не принимал участие в разговоре, молчал и что-то обдумывал.
За разговором быстро пролетело время. Поезд пришел в Ивдель около полуночи. Обе группы, Дятлова и Блинова, остановились на вокзале. Люда спать не легла, а решила привыкнуть не засыпать во время дежурства. Помогала ей в этом Блиновская Ольва, которой тоже не спалось. В голове Люды крутились воспоминания беседы о любви, где каждый из парней считал, что девушки должны выглядеть слабыми. Слабые девушки больше привлекают внимание парней…
- Может и я в этом неправа, - думала Люда – И Женька видимо из-за этого постоянно меня подъедает. А мне? Нет, чтобы промолчать… Я наоборот стараюсь быть сильнее его, чем конечно задеваю его самолюбие…
За этими мыслями и Люду тоже сморил сон. Время было уже около трех часов ночи. На следующий день группе предстояло добраться в Вижай.
__________________________________________________________________________________