Развитие таможенной службы в нашей стране шло очень яркими, но странными шагами. За 30 лет не было более-менее стабильного периода, чтобы всё работало как часы. Вечно какие-то пертурбации, реформы и крутые развороты. Тенденции последних лет немного настораживают, поскольку могут привести к печальным итогам.
Наиболее громкие слухи о новом будущем таможенных органов ходили примерно в 2015-2016 году, когда из каждого угла кричали о том, что ФНС и ФТС могут слить в одно ведомство. Более реалистичные пейзажисты рисовали поглощение таможни налоговой службой. Это явно не хотели таможенники, но, по некоторым данным, ещё больше от этого открещивались налоговики.
Таможня - весьма масштабный государственный монстр, который взвалил на себя огромное количество функций. Ещё более запутанной выглядит структура таможни, не говоря уж про разные особые подразделения с интересными должностными инструкциями. Люди из других правоохранительных органов с трудом понимают иерархию ФТС, не говоря уже про обывателей.
Стоит остановиться и на том, что во многих вопросах таможня стала передовым ведомством, у которого многим стоит поучиться. Особенно по части исполнительности, контроля за подчинёнными подразделениями и предоставляемом сервисе. На фоне других ведомств таможня выглядит более чем выгодно. Передовые технологии тоже не обошли ФТС стороной, таможенники оснащены супер-программами и разными вундервафлями. Правда, они не всегда работают, но уже вопрос другой.
С развитием таможни начали расти полномочия и обязанности. Правда, законодательство явно не успевает за целями и намерениями ведомства. Это, правда, не мешает отчитываться о достигнутых результатах, которые имеют весьма косвенное отношение к её прямым обязанностям.
Таможня поставила перед собой амбициозные задачи по очищению страны от товаров, которые оказываются на Садоводах левыми путями. Там и контрафакт, и сигареты без акцизов, и обувь без QR-кодов, и много чего ещё интересного и дешёвого. Это всё косвенно подрывает сборы таможенных платежей на границе, из которых формируется государственный бюджет.
Бизнес считает деньги и совсем не стремится выпрыгивать из штанов и оформлять "как положено", когда есть шёлковые пути. Тем более, когда в странах ЕАЭС создан настоящий плацдарм для накопления таких товаров для отправки в Россию. Что самое интересное, прохаванные схематозники всё делают по закону, используя более простой подход к таможенному оформлению в союзных странах.
Даже здесь таможня придумала контр-меру, расставив у границ мобильные группы, которые шерстят транспорт и гневно расправляются с контрафактом и польскими яблоками. Чем не сказка-песня? Но в этом деле нужно осознавать меру в своих действиях.
Дело в том, что многие товарные потоки внутри страны (да и в рамках дружбы-жвачки со странами ЕАЭС) контролируются немного другими структурами. Таможня своим вмешательством наступает на пятки соседним ведомствам, в руках которых, в отличие от таможни, мощные и, что немаловажно, легальные инструменты. Регулярные прогулки ФТС по чужим полянам постепенно будет накалять градус раздражения.
Никто не спорит с тем, что намерения таможни благие: ей хочется добиться добропорядочного оборота товаров внутри страны. Но никто не будет просто так сдавать сферу влияния, тем более такую вкусную. Если раньше таможня лишь периодически влезала в чужой огород, то сегодня это вмешательство стало постоянным.
К чему приводит такая политика партии? Перед глазами встаёт замечательный пример жизни и кончины Налоговой полиции. Ведомство постепенно набрало обороты, научилось бороться с налоговыми преступлениями. Дальнейшее развитие могло превратить Налоговую полицию в одно из самых ключевых звеньев правоохранительной системы.
С течением времени ФСНП стала путать берега, залетая на чужие аэродромы и мешая работать серьёзным дядькам. Тогда ведомство ликвидировали одним указом без объяснения причин. На их базе сделали ФСКН, который также постепенно набрал обороты и снова был ликвидирован. Сделали это под предлогом дублирования функций в других ведомствах, но что-то подсказывает, что были и другие причины. Последствия ликвидации самостоятельного органа по борьбе с оборотом запрещённых веществ мы сегодня наблюдаем: картина печальная.
Это всё к чему? А дело в том, что Таможенный союз (ЕАЭС) создавался явно не для того, чтобы все честно играли. Многие темы и товарные потоки курируются на очень высоких уровнях. Одно дело, когда в это вмешивается контора или хотя бы полиция, и совсем другое, когда свой нос суёт таможня, позиции которой были сильно ослаблены за последние 20 лет.
Рано или поздно может встать вопрос: "Что эти зелёные себе позволяют". Если сильно припечёт, могут забежать в кабинет к человеку, который уже принимал жёсткие судьбоносные решения один росчерком пера. История обычно развивается по спирали, не так ли?
Упразднение ФТС, с точки зрения претворения такого замысла в реальность, очень трудно осуществить. Сегодня нет ведомства, которое полностью сможет проглотить таможню за один присест, сделав её своим департаментом или ещё чем-нибудь. Монстр получился действительно крупным и неповоротливым. Плюс ко всему мало кто понимает, как этот монстр существует и живёт. Сфера влияния, тем не менее, весьма лакомая, поскольку традиционно считается, что это очень прибыльное дело.
Куда более вероятным выглядит сценарий расчленения таможни по кускам, которые раздадут двум-трём федеральным ведомствам. Это будет серьёзным ударом по существующей системе и участникам ВЭД. Последние навсегда позабудут поговорку "чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники". Взвоют и будут вспоминать добрым словом МихалИваныча со склада. Имея - не ценим, а потерявши - плачем.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что подобный сценарий будет губителен для многих сфер и, в первую очередь, для экономики страны. Таможня действительно нарастила мощь, которую можно использовать во благо государства. Уроки истории нужно учитывать. Мы живём в реалиях, когда, преследуя благие цели, можно получить несовместимые с жизнью травмы. Да и очень грустно будет стать свидетелем кончины ещё одного шедеврального ведомства...
© Злой таможенник