Найти в Дзене
Hotnews

Каким видится российско-китайское сотрудничество из США?..

Китай, бросает вызов США в борьбе за глобальную гегемонию, что при определенных обстоятельствах может привести к вооруженному конфликту. Если это произойдет, то по мнению американских экспертов маловероятно, что Россия поддержит Китай в военном отношении. И совсем невероятно, чтобы..
Китайско-российское сотрудничество пока не стало полноценным военным союзом, но де-факто это пакт о ненападении...

Американское экспертное сообщество из числа серьезных аналитиков признают, что не только Китай, но и Россия по праву считают себя великими державами. Грубые нападки Белого Дома на Москву и Пекин не разделяет часть общественного мнения в США, но к нему редко прислушиваются. Так же как во времена позднего СССР, говорили М.С.Горбачеву, что надо бы поосторожнее с гласностью: такое количество ранее запрещенной информации, среди которой было полно откровенных помоев о советской и российской истории, да на неподготовленную политическую почту, может плохо закончится для Советского Союза. Так оно и произошло. Задача нашего канала предоставить обобщенное мнение серьезных и здравомыслящих экспертов из США.

Отметим, что в США уверены, между Москвой и Пекином существует соглашение о сотрудничестве, чтобы ограничивать доминирование Америки в международных отношениях и ущемлении суверенитета России и Китая. Глобальные изменения в мире, особенно после Covid-19, указывают на то, что дух времени перемещается в сторону государственной модели управления, коим можно считать Россию и Китай.

Москва и Пекин привержены принципу многополярности, когда каждая страна может регулировать свои отношения с любыми государствами без вмешательства США. По мнению американских экспертов такое тесное партнерство, будет продолжаться до тех пор, пока Си Цзиньпин и Владимир Путин будут оставаться у власти, и, вероятно, будет продолжено в дальнейшем.

Россия и Китай придерживаются глобальных правил избирательно, чтобы не только продвигать свои интересы, но и срывать цели американской внешней политики. Так, в 2018 году дипломаты обеих стран обсудили вопросы координации на Ближнем Востоке и договорились поддерживать диалог по ряду вопросов в регионе.

На Ближнем Востоке Китай стал крупнейшим инвестором еще в 2016 году, а затем открыл свою первую зарубежную базу в Джибути. Россия работает по всему региону; продает оружие Египту, Ираку, Саудовской Аравии, Ливии, ОАЭ и Турции; и недавно заключили 25-летнее соглашение о военно-морской базе в Судане в дополнение к базе в Тартусе в Сирии.

Во многих регионах мира Россия и Китай не всегда сотрудничают открыто, но их взаимная поддержка сужает варианты для политики Вашингтона. Пекин воздерживается от критики Москвы, например, по Украине, а Москва косвенно поддерживает растущее присутствие Китая в Южно-Китайском море. Китай с его крупными инвестициями и торговыми интересами имеет гораздо больше рычагов воздействия на африканский континент, чем Россия, которая в основном ограничивается поставками оружия.

В Латинской Америке Россия в основном продает оружие и заключает энергетические сделки, в то время как Китай импортирует товары, инвестирует в инфраструктуру и способствует культурным и образовательным обменам. Обе страны поддерживают независимые правительства - в Венесуэле, Кубе и Никарагуа - и стремятся подорвать американское влияние в западном полушарии.

-2

Эксперты в США допускают, что «возвращение» России в Южную Азию, особенно в Индию, может усилить напряженность в отношениях с Пекином. Москва со времен российского министра иностранных дел Евгения Примакова продолжает продвигать идею треугольника Россия-Китай-Индия, как желаемая цель, чтобы уравновесить Соединенные Штаты и, созданные ими союзы.

В Соединенных Штатах считают, что возрождающийся Китай, бросает вызов США в борьбе за глобальную гегемонию, что при определенных обстоятельствах может привести к вооруженному конфликту. Если это произойдет, то по мнению американских экспертов маловероятно, что Россия поддержит Китай в военном отношении. И совсем невероятно, чтобы Китай активно поддерживал Россию в случае вооруженного конфликта в Европе.

Ключевым преимуществом Соединенных Штатов является звездно-полосатая сеть альянсов в Европе и Тихоокеанском регионе; ни Россия, ни Китай пока не могут сравниться с Соединенными Штатами по этому параметру силы. Если и Соединенные Штаты будут игнорировать или отвергать интересы своих союзников, то это серьезно ухудшит способность Америки реагировать на вызовы со стороны России или Китая. Поэтому, первым делом администрация Байдена объявила о планах по восстановлению тесных отношений с традиционными союзниками Америки в Европе и Азии.

В США уверены, что Китай использует свое положение ведущей экономической державы (измеряемой по паритету покупательной способности) для подрыва американского влияния во всем мире. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» является центральным элементом усилий Китая. Пекин планирует использовать торговлю, инвестиции и развитие инфраструктуры, дополненные умеренным усилением мягкой силы, чтобы бросить вызов господству Америки после окончания холодной войны.

Российско-китайские экономические отношения расширились в последние годы и, вероятно, будут расти в дальнейшем. В 2019 году объем двусторонней торговли превысил 110 миллиардов долларов, хотя в 2020 году объем торговли снизился в результате общего замедления из-за ограничений COVID-19.

В отношениях России и Китая есть явная взаимодополняемость: Россия экспортирует нефть, природный газ, другое сырье и оружие в Китай, в то время как Китай экспортирует в Россию в основном готовую продукцию. Эта торговая структура вряд ли сильно изменится в ближайшем будущем. Россия экономически гораздо больше зависит от Китая, чем наоборот; в 2018 году на Китай приходилось 15,5% общего товарооборота России, а на Россию - всего 0,8% от общего товарооборота Китая.

Сеть нефте- и газопроводов, построенная за последнее десятилетие, свяжет экономики стран в течение следующих тридцати лет, создавая сеть взаимозависимости. По данным Управления энергетической информации, спрос Китая на нефть будет продолжать расти в течение следующих пяти лет, как и спрос на природный газ.

Газопровод "Сила Сибири'', который действует с декабря 2019 года, и планируемая вторая параллельная линия увеличат пропускную способность экспорта российского газа в Китай более чем в два раза. Однако не следует переоценивать важность энергетических отношений. Китайский импорт сырой нефти достаточно диверсифицирован - в 2019 году только 15 процентов импорта нефти Китая приходилось на Россию, уступая Саудовской Аравии (16 процентов). При том, что Китай обеспечивает одну треть потребностей в нефти внутри страны. Импорт нефти из России составляет чуть менее двух процентов от общего потребления первичной энергии в Китае, а запасы нефти Китай хранит в стратегических запасах нефти на восемьдесят дней.

-3

Россия надеется получить экономическую выгоду из китайской инициативы «Один пояс, один путь», выступив в качестве транспортного коридора или сухопутного моста между Европой и Азией. Еще в 2015 году Путин и Си договорились о сотрудничестве в этом проекте, но на сегодняшний день мало что сделано - китайские фирмы отклонили многие российские предложения. Но Москва приветствует китайские инвестиции в Евразию, проводя более диверсифицированную экономическую политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Одним из ключевых событий станет рост арктической навигации, поскольку изменение климата способствует более широкому использованию Северного морского пути. Китай стремится расширить судоходные маршруты через Арктику, а у России есть ледоколы, чтобы прокладывать морские пути для китайских судов.

Москва рассматривает Арктику, как основную ресурсную базу для будущего экономического роста. На Дальнем Востоке России две страны не имеют территориальных претензий, и сотрудничают по крупным нефтегазовым проектам, но китайские националисты по-прежнему недовольны «неравноправными договорами» середины XIX века, когда произошла уступка «Внешней Маньчжурии» России, что видно из негативной реакции китайских соцсетей на празднование 160-летия Владивостока.

Пекин и Москва критически относятся к доминированию доллара США в мировой экономике и все чаще торгуют товарами через бартерные соглашения или с использованием национальных валют. На доллар США по-прежнему приходится 80 процентов всех мировых транзакций, но в 2019 году только 51 процент китайско-российской торговли был в долларах США; в первом квартале 2020 года этот показатель снизился до 46 процентов. Торговля с Китаем и юань становятся все более важными для российских компаний, которые с 2014 года стремились избежать санкций со стороны США и возможности быть исключенными из SWIFT.

Китайско-российское сотрудничество пока не стало полноценным военным союзом, но де-факто это пакт о ненападении, который гарантирует, что, например, Китай не столкнется с наземной угрозой, а поэтому может быть более настойчивым на периферии своих морских границ. Как маловероятный факт, но американские эксперты отмечают так же, что если между Китаем и США вспыхнет конфликт в Южно-Китайском море или на Тайване, то Россия сможет воспользоваться возможностью дестабилизировать регион Восточной Европы.

-4