Реформа образования - это не глупость. Это преднамеренное предательство.
М.Н. Задорнов
Для меня самое страшное фантастическое произведение – «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Там нет жутких монстров и жестоких инопланетян, смертельных ловушек и камер пыток. Там вообще никто не умирает, за исключением мышонка, который присутствует в новелле скорее как образ, нежели в качестве персонажа.
Если вы не читали (прежде всего совет: прочтите!), сюжет в двух словах таков. Умственно-отсталый Чарли Гордон подвергается хирургической операции на мозге, повышающей интеллект. В считанные недели он проходит путь от полу-идиота до гения. Но успех операции мнимый, и Чарли… отправляется в обратный путь. С той же скоростью.
Мучительно силится он цепляться за ускользающие знания. Мрак! Но самое ужасное, на мой взгляд, что страдания Чарли с каждым днем становятся все меньше и меньше.
Миллионы молодых (и уже не совсем молодых) людей в России, которых не научили думать и которые не сумели научиться этому искусству самостоятельно – страдают ли они от этого? Увы, вряд ли. Они вполне довольны жизнью в полутемном чулане, не подозревая о существовании в чулане двери и тем более об огромном мире за этой дверью. Они искренне считают, что их чулан – это и есть весь мир. Здесь все просто, не нужно думать и нет места сомнениям. Истину спускают в чулан в готовом и разжеванном виде. Сама возможность существования двух разных мнений до конца не укладывается в их головах…
Нет, несчастные люди не мучаются. Да и несчастны они только в моем понимании. По-своему они где-то даже счастливы.
А вот если рассматривать народ страны как некий коллективный разум – он, по всей видимости, страдает. Как Чарли Гордон, который не в силах осмыслить то, что сам же написал всего несколько дней назад…
Сейчас в интернете активизировалась Секта защитников ЕГЭ. Их опусы потрясающе однообразны, все сверстаны по единой очень простой схеме. Сначала демонстрация незнания каким-либо человеком старшего возраста некого очевидного факта с «тонким» замечанием, что, дескать, «он-то ЕГЭ точно не сдавал». Затем снисходительное объяснение, что ЕГЭ – это ведь всего лишь метод оценки знаний. А сами знания в современных школах дают хорошие, качественные, не сумневайтесь даже! Что, все-таки?.. Да вот, полюбуйтесь: мальчик Вася, отличник, умница, лауреат и дипломант!
Что ж, начнем разматывать сей клубок в обратном порядке. Прежде всего, хорошо образованные, умные люди будут при любой системе образования. Ломоносов стал великим ученым вопреки, а не благодаря. Не сочтите меня наивным прекраснодушным мечтателем, но тяга к знаниям естественна для природы человеческой. Другое дело, что и слабость человеческая есть вещь обыкновенная. Так что далеко не каждый сможет пронести свою естественную тягу сквозь лень и соблазны. Но такие все равно будут, даже при полнейшем мракобесии в школах. Сейчас они только ярче проявляются на общем сером фоне…
Слова «ЕГЭ – лишь метод оценки знаний» являются такой чистой демагогией, что немного стыдно на них останавливаться. Представьте, что в фигурном катании станет оцениваться не техника и чистота выполнения элементов, не артистизм, а только скорость передвижения по льду. Это ведь только метод оценки, не правда ли? Сам вид спорта ничуть не изменится!
Цель ученика в конечном итоге – успешно сдать ЕГЭ. Цель учителя – чтобы все ученики успешно сдали ЕГЭ. Вся система образования нацелена на сдачу ЕГЭ. На проставление галочек в окошечках, на выбор правильного варианта из нескольких заданных. На заучивание фактов, а не понимание принципов. В этом вся соль.
Вот пример типового ЕГЭ по истории.
Сдавший такой экзамен (а его учили именно сдавать такой экзамен!) сможет ответить, в каком году началась Первая мировая война, в каком закончилась… Но вопрос о причинах войны поставит его в тупик. Также как просьба рассказать, как изменился мир после ее завершения.
Если от лириков перейти к физикам, убогость нынешней системы образования вырисовывается еще рельефней. Гораздо рельефней…
Детей в школе больше не учат, как решать задачи. Им показывают готовые схемы решений. Если подходящая схема не находится – все, фиаско. Даже для отличников. (За исключением того очень небольшого процента детей, о которых говорилось выше. Они обучаются самостоятельно, при помощи родителей или репетиторов.)
Показательный случай произошел со мной несколько лет назад. Один старшеклассник (отличник, между прочим) попросил меня помочь с задачей по физике. Я шокировал его дважды. Сначала – в негативном ключе: когда выяснилось, что готовой формулы для решения этой задачи я не знаю. Да как же так?..
Но затем последовал шок номер два, когда я вывел нужную формулу за пять минут из общих законов.
Теперь пришла моя очередь впадать в ступор. Этот отличник с восхищенным изумлением спросил: «А что, так любую формулу можно вывести?». Формулы из учебника существовали для него как-то сами по себе. Он их в основном помнил (это ненадолго), но понимал далеко не все.
Если вы скажите: «Ну и зачем ему в жизни физика (математика, история…)?», значит, вы совершенно не поняли написанное. Дело вовсе не в физике. Дело в умении решать задачи, которые ставит перед нами жизнь. Анализировать исходные данные, строить логические цепи, видеть причинно-следственные связи. В умении думать, черт возьми. Да, этому учили в школе. Представьте себе.
Так вот, когда сектанты оправдывают ЕГЭ указанием на незнание людьми старшего поколения тех или иных фактов, они втаптывают себя глубже и глубже. Они демонстрируют свою неспособность понять, в чем проблема ЕГЭ-системы. Совсем не в том, что она дает учащимся мало фактов. А в разрозненности этих фактов без целостной системы, в отсутствии обучения основным принципам.
Ситуация усугубляется с каждым годом. Ибо все больше становится учителей из «поколения ЕГЭ». И, соответственно, все меньше шансов, что ребенка в школе чему-нибудь научат, а не просто пошвыряют в него фактами.
Принесите немного цветов на могилу Элджернона…