Мамы и папы во всем мире (и особенно на семейном образовании) хотят, чтобы их сыновья и дочери были Читателями. Некоторым везет: дети сами начинают рано читать, с интересом и радостью поглощая том за томом. Но большинству приходится прилагать усилия, чтобы чадо приобщалось к литературе. Я в их числе. Речь в статье пойдет не про умение складывать буквы в слова, а про понимание больших текстов и стремление читать литературные произведения.
Чего только не придумывают родители нечитающих детей, чтобы заинтересовать, замотивировать, вынудить и даже подкупить. Иногда валютой выступает время у телевизора, компьютерные игры и интернет, которые можно обменять на время, проведенное за книгами. Если же телевизора дома нет и гаджеты под строгим запретом, тогда в дело идут обычные денежные знаки, как тариф за прочитанные страницы. Есть также случаи, когда родители подбирают книги сомнительного (недетского, мягко говоря) юмора и сюжета лишь бы подросток читал, а что он почерпнет из этих книг и чем наполнится его душа после саги о вампирах, отходит на второй план в лучшем случае. Но я уверена, что в свое время читать начинает любой ребенок, и нужны для этого всего два условия: присутствие книг в доме и их доступность, а также мама и папа, регулярно читающие эти самые книги в поле зрения детей.
Если же вы опасаетесь, что этого мало, или вы не готовы ждать, когда читательский аппетит проснется сам, то присмотритесь к следующим трем шагам. Начните с книги, содержание которой ребенку уже известно. Это может быть сказка, которую вы ему читали, или что-то из обязательной школьной программы для аттестации. И обсудите сюжет по предлагаемой схеме.
1. Сформулировать противоречие. Человеческий ум не любит противоречий и каких-то парадоксов. Если кто-то скажет вам, что 7+3 равно 11, вы инстинктивно захотите это исправить. Даже если будете знать, что говорящий ошибся намеренно и, вообще-то, знает правильный ответ, вы все равно захотите исправить. Чтобы удержаться от комментария, необходимы большие сознательные усилия и убеждение себя, что в этом нет необходимости. Так что провоцируйте ребенка вас исправить и доказать свою позицию.
Суть приема в том, чтобы найти в сюжете книги какую-ту ситуацию выбора, когда герою приходилось решать что-то делать или воздержаться от каких-то шагов. Например, скажите, что Коле (из книги Кира Булычева “Сто лет тому вперед”) не стоило брать Миелофон у Алисы — это все равно, что кража. Скорее всего, такое утверждение вызовет протест, желание оправдать поступок героя.
Конечно, книга и само противоречие должны опираться на ребенка, но вот несколько примеров для вдохновения:
Буратино не стоило продавать азбуку, потому что в школе было бы намного больше интересных приключений, да и безопаснее.
Карлсон — прекрасный друг. Он всегда приходит Малышу на помощь, защищает его и поддерживает.
Том Сойер здорово придумал не учить стихи, а собирать и выменивать билетики. Главное, что он добился результата и получил награду.
Отправиться на поиски капитана Гранта — величайшая глупость и неоправданно рискованное мероприятие. Детей там точно не должно было быть.
2. Сделать выбор. Предложите ребенку сделать собственный выбор. Поступил бы он так же на месте героя? А может как-то иначе? Пусть примет какую-то сторону противоречия. Например, если мы говорим про “Хоббита” Джона Р.Р. Толкиена, пусть наш читатель решит, должен ли был Бильбо отправляться в это путешествие. А на месте Герасима, как бы он поступил с Муму?
3. Обсуждение доказательств. Опираясь на то, что вы сами знаете и помните из литературного произведения, займите сторону противоположную позиции, выбранной ребенком. Обсудите обе позиции, но концентрируйте вопросы о доказательствах вокруг позиции, предлагаемой ребенком. Втягивайте его в историю все больше и больше, задавая открытые вопросы. Лучше не формулировать прямые вопросы “Почему…” или “Зачем…”, а сравнивать, уточнять, взвешивать, дополнять картину решениями и действиями других героев и обстоятельствами.
Такое рассуждение помогает читать целенаправленно, доискиваясь до ответа. Чем раньше (может на самой первой странице или абзаце) будет сформулировано противоречие, тем вернее ребенок дочитает книгу до конца. Противоречие и рассуждение о правильности решения — главные мотиваторы. По ходу обсуждения (особенно на третьем шаге) вы будете задавать сократические вопросы, направляющие размышления на поиск истины, блага и красоты во всем, с чем сталкиваешься. В программе “Классические беседы” для этого используется инструмент “5 топосов Аристотеля”, который позволяет выстраивать содержательную и разностороннюю дискуссию, даже если вы никогда не умели задавать вопросы. О подробностях этого метода можно узнать на родительских практикумах КБ, которые проходят каждое лето.
Описанные шаги будут мотивировать ребенка продолжать чтение охотно, чтобы собрать доказательства своей позиции. Кроме того, ребенок будет не просто читать до конца, но читать внимательно, чтобы не упустить аргументы.
Могут возникнуть ситуации, когда ребенок примет решение на втором шаге, которое вам не понравится. Не спешите спорить, исправлять, указывать на ошибку или несоответствие вашим семейным ценностям. Продолжайте обсуждать позицию и старайтесь сами разобраться, почему ребенок сделал такой выбор. Нередко мотивация к странному для нас решению оказывается предельно доброй и несерьезной, просто жизненного опыта ребенка может не хватать, чтобы найти иной выход. Постепенное обсуждение решения, сбор доказательств и развитие сюжета книги, помогут ребенку самому исправить свое мнение. Оставьте ему эту возможность и продемонстрируйте свою готовность признать ошибку, отказавшись, например, от своей позиции или скорректировав ее.
И последнее, этот метод работает не только с детьми, но и со взрослыми. Лично я, опираясь на этот инструмент с большим интересом заново прочитала «Моби Дика», «Илиаду», “Героя нашего времени”, а сейчас перечитываю “Бесов” Достоевского М.Ф. — невероятно актуальная книга. Поиск противоречий и разрешение ситуаций, в которые попадают герои, вдохновляет на размышления и наполняет сердце эмоциями и яркими впечатлениями от прочитанного.
Приготовьтесь насладиться замечательными книгами и вдохновляющими беседами со своими детьми!
==========================
Автор текста: Наталья Блинова