Послѣ усѣкновенія главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна тѣло его было погребено учениками въ самарійскомъ городѣ Севастіи, а честная глава сокрыта Иродіадой въ безчестномъ мѣстѣ. Благочестивая Іоанна, жена царскаго домоправителя Хузы (о ней упоминаетъ святой евангелистъ Лука – Лкъ.8:3), тайно взяла святую главу, положила ея въ сосудъ и погребла на горѣ Елеонской – въ одномъ изъ помѣстій Ирода. Черезъ много лѣтъ помѣстье это перешло во владѣніе благочестивому вельможѣ Иннокентію, который сталъ строить тамъ церковь. Когда копали ровъ для фундамента, былъ обрѣтенъ сосудъ съ честной главой Іоанна Крестителя. Иннокентій узналъ о величіи святыни по бывшимъ отъ нея благодатнымъ знаменіямъ. Такъ произошло Первое обрѣтеніе главы. Иннокентій хранилъ ея съ величайшимъ благоговѣніемъ, но передъ своей смертью, боясь, какъ бы святыня не была поругана невѣрными, онъ снова скрылъ ея въ томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ обрѣлъ. По кончинѣ его церковь пришла въ запустѣніе и разрушилась.
Въ дни равноапостольнаго царя Константина Великаго († 337, память 21 мая), когда христіанская вѣра стала процвѣтать, двумъ инокамъ, пришедшимъ въ Іерусалимъ на поклоненіе святымъ мѣстамъ, дважды явился самъ святой Предтеча и открылъ мѣсто нахожденія своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положивъ ея въ мѣшокъ изъ верблюжьей шерсти, пошли къ себѣ домой. По дорогѣ онѣ встрѣтили незнакомаго горшечника и дали ему нести драгоцѣнную ношу. Не зная, что онъ несетъ, горшечникъ спокойно продолжалъ путь. Но ему явился самъ святой Предтеча и велѣлъ бѣжать отъ нерадивыхъ и лѣнивыхъ иноковъ вмѣстѣ съ тѣмъ, что было у него въ рукахъ. Горшечникъ скрылся отъ иноковъ и дома съ почестью хранилъ честную главу. Передъ смертью онъ запечаталъ ея въ водоносный сосудъ и передалъ сестрѣ. Съ тѣхъ поръ честная глава была преемственно хранима благоговѣйными христіанами, пока ея обладателемъ не сталъ священникъ Евстаѳій, зараженный аріанской ересью. Онъ совратилъ множество недужныхъ, исцѣлившихся отъ святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, онъ былъ вынужденъ бѣжать. Закопавъ святыню въ пещерѣ близъ Емессы, еретикъ разсчитывалъ впослѣдствіи вернуться и снова овладѣть ею для распространенія лжеученія. Но Богъ не допустилъ этого. Въ пещерѣ поселились благочестивые иноки, а потомъ на этомъ мѣстѣ возникъ монастырь. Въ 452 гъ. архимандриту этой обители Маркеллу святой Іоаннъ Креститель въ видѣніи указалъ мѣсто сокрытія своей главы. Это обрѣтеніе стало праздноваться какъ Второе. Святыня была перенесена въ Емессу, а затѣмъ въ Константинополь.
О пророкѣ Іоаннѣ Крестителѣ Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: «Изъ рожденныхъ женами не возставалъ (пророкъ) большій Іоанна Крестителя». Іоаннъ Креститель прославляется Церковью, какъ «ангелъ, и апостолъ, и мученикъ, и пророкъ, и свѣчникъ, и другъ Христовъ, и пророковъ печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и въ рожденныхъ пречестнѣйшій, и свѣтлый Слова гласъ».