Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Не многовато ли непризнанных сыновей?

История появления первого самозванца на русском престоле темна и запутана. Вариант первый - это был на самом деле царевич Дмитрий, спасшийся в Угличе. Эту версию всячески продвигал Исаак Масса, голландский купец, путешественник и дипломат. Он пережил Смутное время в России, то есть был прямым очевидцем, и свой труд "Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года" посвятил принцу Оранскому, основателю независимости Нидерландов.

Портрет Исаака Массы работы Франса Халса, 1626, Художественная галерея Онтарио
Портрет Исаака Массы работы Франса Халса, 1626, Художественная галерея Онтарио

По Массе, «легче было спасти, чем подделать Димитрия», но совершенно непонятно, зачем было затевать всю эту чехарду: подменять ребенка, убивать невинного, потом делать вид, что убитый воскрес?

Вторая версия принадлежит Конраду Буссову, интенданту на службе у шведского герцога Карла IX. Очевидец Смуты в России с самого её зарождения, Конрад зафиксировал очень много важных сведений об этой эпохе, отразив в своей «Chronicon Moscoviticum, continens res a morte Joannis Basilidis Tyranni, omnium quos sol post natos homines vidit immanissimi et truculentissimi, an. Christi 1584—1612» полную и точную картину бедствий, которые постигли "Россию, терзаемую самозванцами, поляками, казаками" и т. д.

Амстердам, 1606 год. рис. П. Иоде. Надпись на портрете «Действительный портрет Великого Князя Московии, убитого своими же подданными 18 мая 1606 года» Под портретом  надпись «Дмитрий Великий Князь Московский». Лжедмитрий изображён с усами, в меховой шапке с пером и не похож на все другие свои портреты
Амстердам, 1606 год. рис. П. Иоде. Надпись на портрете «Действительный портрет Великого Князя Московии, убитого своими же подданными 18 мая 1606 года» Под портретом надпись «Дмитрий Великий Князь Московский». Лжедмитрий изображён с усами, в меховой шапке с пером и не похож на все другие свои портреты

Именно Буссову принадлежит идея, что не Григория Отрепьева подготовила к роли Лжедмитрия московская Боярская Дума, а сам Григорий нашел незаконного сына бывшего польского короля Стефана Батория и научил его, как себя вести. На мой взгляд, два непризнанных сына двух разных королей в одной истории - это уже перебор.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

Сам Лжедмитрий I рассказывал совершенно третью историю. Дескать, его врач, зная о коварных планах душегубцев, нашел похожего ребенка и каждую ночь менял детей в постелях. Правда, эта история в разных изданиях имеет разные вариации, но ее сторонник, профессиональный наемник Жак Маржерет, состоявший на службе обоих Лжедмитриев, в своих воспоминаниях "Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» утверждал, что оригинальные документы уничтожены Василием Шуйским.

Самое интересное, что у всех этих историй был реальный прототип, но об этом следующий раз)

Предыдущие статьи по теме: " Раскопки в Новодевичьем могут изменить генеалогию многих родов ", " Накануне взрыва ", " Так ли притесняли ссыльных Романовых ", " Какому чуду посвящен Чудов монастырь ", " Собор как феникс: четвертое рождение ", "Чем знаменит Гришка Отрепьев"