Найти тему
Сергей Степанов

Поездка на БАМ. часть I.

В 1974 года страна решила достроить построить БАМ - Байкало - Амурскую магистраль.
Её тут же объявили Всесоюзной комсомольской ударной стройкой.
Газеты, программы на ТВ освещали эту стройку.
Была даже довольно симпатичная песня:

Я учился в МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1974-начале 1980 годов.
Студентов ВУЗ не отпускал даже летом, в каникулы.
Вот жизнь в летние месяцы:
После 1 курса - обязательный строй отряд;
           2 курса - необязательный стройотряд, но поехал на БАМ,
за большими деньгами и запахом тайги ;
           3 курса - обязательная практика на предприятии, Загорском оптико-механическом заводе;
                       - поездка на месяц в сентябре на "картошку";
            4 курса - обязательная практика на предприятии, Киевскои "Арсенале", два месяца в раю;
                       - поездка в октябре на две неделе на "капусту", это что-то;
            5 курса - один месяц в воинской части, принятие присяги,
                         один месяц практика на военном аэродроме в 78-ти км. от Одессы, это да!
          Преддипломная практика: те студенты, которые шли служить в СА, оставались на кафедре. Но я несколько раз ездил во Фрязино
          на солидное предприятие.

После второго курса можно было  отдохнуть, но заманили поездкой на БАМ.
И якобы большие деньги заработаешь и страну посмотришь.
И всё это получилось.

Сделали прививки от клещевого энцефалита, заставили застраховаться на 1000 рублей (страховой сбор около 3 рублей) на год.
Было пару общих собраний в институте и вперёд.
Всего от МВТУ ехало несколько сотен человек, на месте дислокации жили и работало 500 человек, правда были из других организаций и городов.

В начале июля 1976 года полетели на Ил - 62 М в Хабаровск, а затем на поезде ( ехали около суток) в город Шимановск.

Поездка из Аэровокзала (сейчас не существует) до аэропорта Домодедово. Можно было полюбоваться Москвой.
Поездка из Аэровокзала (сейчас не существует) до аэропорта Домодедово. Можно было полюбоваться Москвой.
Поскольку самолёт был набит студентами, то стюардессы не очень следили, чтобы пассажиры не фотографировали. ВПП в Хабаровске.
Поскольку самолёт был набит студентами, то стюардессы не очень следили, чтобы пассажиры не фотографировали. ВПП в Хабаровске.

Лёня Гричанок и Коля Ворошилов торжественно спускаются благословенную хабаровскую землю.
Лёня Гричанок и Коля Ворошилов торжественно спускаются благословенную хабаровскую землю.
-4

Шимановск находился на ТранСибе - ТрансСибирской железнодорожной магистале, в 400 км. от столицы БАМа - Тынде.
В Шимановске находился перевалочный пункт строительной техники и строящийся комбинат железо-бетонных изделий.
На нём нам и предстояло работать.
Утром приехали в Шимановск и сразу в бой.

-5

Справа один из домиков , где мы жили. Слева пятиэтажки.
Справа один из домиков , где мы жили. Слева пятиэтажки.


Надо было построить панельные домики, где нам предстояло жить.
Удивительно, но в вечеру пара длинных домиков было готово. Спали на железных кроватях, нормально.

Народ спит днём, так как ему работать в ночную смену.
Народ спит днём, так как ему работать в ночную смену.

-8

Работали на заводе ЖБИ, который был недалеко от нашего базирования, метров в 800-х.

-9

-10

-11

Экскаватор Като и трактор Коматсу. На переднем плане туалет с вытяжной трубой.
Экскаватор Като и трактор Коматсу. На переднем плане туалет с вытяжной трубой.


Работы были земляные и бетонные, укладка рельсового пути от цеха до склада готовой продукции.

-13
-14

-15

-16

Что интересно, мы работали в своей рабочей одежде, за исключением кирзовых сапог и брезентовых рукавиц, которые выдавали. Ну и каски, элемент техники безопасности.

Я на фоне немецкого самосвала Магирус-Дейч. Душевная фотография!
Я на фоне немецкого самосвала Магирус-Дейч. Душевная фотография!

Погода была роскошная, солнце, синее небо.Дожди пошли в августе.
Первое, что удивило - это обилие иностранной строительной техники, причём очень крутой:
японской - трактора Коматсу, подъёмные краны с выдвижной стрелой, которые я увидел первый раз, Като;     
немецкой - самосвалы Магирус;
американской - трактора Катерпиллер.
Как-то увидел с пригорка такую картину - несколько сот оранжевых и жёлтых тракторов и машин в одном месте, естественно за забором.

Потом, я решил повторить этот типаж снимка и меня сфотографировали в Москве на ВДНХ, на тракторе:
Потом, я решил повторить этот типаж снимка и меня сфотографировали в Москве на ВДНХ, на тракторе:
-19

На заднем плане оранжевый немецкий самосвал фирмы Магирус.
На заднем плане оранжевый немецкий самосвал фирмы Магирус.


Город, по части финансирования, был поделен на две части: одна часть имела северную надбавку, а другая ещё и
бамовскую, коэффициент, наверно, около полутора.
Жители города, конечно, хотели как-то быть ближе к бамовской индустрии.

Ещё одно потрясение настигло, когда мы зашли в местные магазины промтоваров.
Деревянный домик, заходим, а внутри импортный ширпотреб: одежда, куртки, свитера, платки и японские зонтики.
Это был шок.
У меня с собой было 25 рублей, на мелкие расходы.
Срочно телеграфирую домой - вышлите по почте, переводом 200 рублей.
Что и было сделано.
Вот так: большой зарплатой и такими магазинами привлекали к стройке народ страны. И это нормальная ситуация.

Когда я работал на автосервисе, который имел и функции обучения автослесарным делам, я познакомился с одним
"учеником" лет 55, который жил на БАМе с 1974 (самого начала) до 1998 года.
Ну я на него "напал", и много выведал.
Он считал те годы, лучшими в жизне. Он работал во многих организациях. Под конец, в золотодобывающей артели.
В лихие 90-е.

                         Продолжение следует...