В 1974 года страна решила достроить построить БАМ - Байкало - Амурскую магистраль.
Её тут же объявили Всесоюзной комсомольской ударной стройкой.
Газеты, программы на ТВ освещали эту стройку.
Была даже довольно симпатичная песня:
Я учился в МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1974-начале 1980 годов.
Студентов ВУЗ не отпускал даже летом, в каникулы.
Вот жизнь в летние месяцы:
После 1 курса - обязательный строй отряд;
2 курса - необязательный стройотряд, но поехал на БАМ, за большими деньгами и запахом тайги ;
3 курса - обязательная практика на предприятии, Загорском оптико-механическом заводе;
- поездка на месяц в сентябре на "картошку";
4 курса - обязательная практика на предприятии, Киевскои "Арсенале", два месяца в раю;
- поездка в октябре на две неделе на "капусту", это что-то;
5 курса - один месяц в воинской части, принятие присяги,
один месяц практика на военном аэродроме в 78-ти км. от Одессы, это да!
Преддипломная практика: те студенты, которые шли служить в СА, оставались на кафедре. Но я несколько раз ездил во Фрязино
на солидное предприятие.
После второго курса можно было отдохнуть, но заманили поездкой на БАМ.
И якобы большие деньги заработаешь и страну посмотришь.
И всё это получилось.
Сделали прививки от клещевого энцефалита, заставили застраховаться на 1000 рублей (страховой сбор около 3 рублей) на год.
Было пару общих собраний в институте и вперёд.
Всего от МВТУ ехало несколько сотен человек, на месте дислокации жили и работало 500 человек, правда были из других организаций и городов.
В начале июля 1976 года полетели на Ил - 62 М в Хабаровск, а затем на поезде ( ехали около суток) в город Шимановск.
Шимановск находился на ТранСибе - ТрансСибирской железнодорожной магистале, в 400 км. от столицы БАМа - Тынде.
В Шимановске находился перевалочный пункт строительной техники и строящийся комбинат железо-бетонных изделий.
На нём нам и предстояло работать.
Утром приехали в Шимановск и сразу в бой.
Надо было построить панельные домики, где нам предстояло жить.
Удивительно, но в вечеру пара длинных домиков было готово. Спали на железных кроватях, нормально.
Работали на заводе ЖБИ, который был недалеко от нашего базирования, метров в 800-х.
Работы были земляные и бетонные, укладка рельсового пути от цеха до склада готовой продукции.
Что интересно, мы работали в своей рабочей одежде, за исключением кирзовых сапог и брезентовых рукавиц, которые выдавали. Ну и каски, элемент техники безопасности.
Погода была роскошная, солнце, синее небо.Дожди пошли в августе.
Первое, что удивило - это обилие иностранной строительной техники, причём очень крутой:
японской - трактора Коматсу, подъёмные краны с выдвижной стрелой, которые я увидел первый раз, Като;
немецкой - самосвалы Магирус;
американской - трактора Катерпиллер.
Как-то увидел с пригорка такую картину - несколько сот оранжевых и жёлтых тракторов и машин в одном месте, естественно за забором.
Город, по части финансирования, был поделен на две части: одна часть имела северную надбавку, а другая ещё и
бамовскую, коэффициент, наверно, около полутора.
Жители города, конечно, хотели как-то быть ближе к бамовской индустрии.
Ещё одно потрясение настигло, когда мы зашли в местные магазины промтоваров.
Деревянный домик, заходим, а внутри импортный ширпотреб: одежда, куртки, свитера, платки и японские зонтики.
Это был шок.
У меня с собой было 25 рублей, на мелкие расходы.
Срочно телеграфирую домой - вышлите по почте, переводом 200 рублей.
Что и было сделано.
Вот так: большой зарплатой и такими магазинами привлекали к стройке народ страны. И это нормальная ситуация.
Когда я работал на автосервисе, который имел и функции обучения автослесарным делам, я познакомился с одним
"учеником" лет 55, который жил на БАМе с 1974 (самого начала) до 1998 года.
Ну я на него "напал", и много выведал.
Он считал те годы, лучшими в жизне. Он работал во многих организациях. Под конец, в золотодобывающей артели.
В лихие 90-е.
Продолжение следует...