Недобрые перемены в лесной отрасли могут сказаться и на объёмах сборах таможенных и налоговых платежей
Вопрос о перспективах экспортно-импортных операций с лесом рассмотрела интернет-газета newslab.ru. Злободневность темы подогревается произошедшими к весне 2021 года переменами на международном рынке. Суть их в том, что «российским экспортёрам леса возможно придётся забыть о китайском рынке» и «в лучших советских традициях «работать на благо родины»» .
По оценкам аналитиков издания, изменение связано с тем, что власти КНР полностью отменили субсидирование транспортных перевозок по железной дороге. До того субсидии покрывали 30–50% от тарифа за железнодорожные перевозки.
Такой подход (речь о субсидировании) позволял китайским компаниям «держать закупочные цены в 1,5–2 раза выше российских» . Эксперты оценивают данное явление как известную практику завоевания рынков России и Европы, осуществлявшуюся в рамках проекта «Новый Шёлковый Путь», реализовавшегося в КНР. Но, так или иначе, затраты бюджета оказались для Китая слишком велики, что и побудило задуматься о переменах. Вариации рассматривались разные, но «оператор национальной сети железных дорог China Railway E xpress уже стал вполне самостоятельным и доходным бизнесом» .
Вопрос о будущем – пока открытый. В обозреваемой публикации приведено несколько мнений, приводимых независимым информационно-консалтинговым ресурсом «Центр транспортных стратегий». Согласно одному из них (такую оценку дал директор бизнес-подразделения Intermodal в NUNNER Logistics Туфан Халаджи), «сокращение субсидий является благом для рынка, так как низкие цены не годятся для рынка в долгосрочной перспективе, поскольку клиенты переключатся на другие перевозки, как только эти субсидии исчезнут» . Другое мнение высказала Уве Лойшнер из DB Cargo Eurasia: «Небольшие компании с нерегулярными поставками исчезнут. На данный момент эти компании борются за поддержку властей Китая. Без субсидий рынок будет более реалистичным и ориентированным на спрос» .
Показательно наблюдение интернет-газеты newslab.ru: ещё не успел наступить 2021 год, как целому ряду российских транспортных компаний поступили сообщения типа «готовьтесь к марту» . Т.е. произошедшие уже к сегодняшнему дню изменения не явились подобными снегу, свалившемуся на голову.
Для российских экспортёров леса есть над чем задуматься, поскольку «основной объём лесосырья и лесоматериалов» для Китая поставляли именно Россия и Новая Зеландия: «Именно эта продукция всерьёз решала вопрос низкой обратной загрузки поездов из России в Китай» . А вот сейчас… При максимальном повышении ставок на перевозки как лесозаготовителям, так и переработчикам приходится ломать головы в поисках выхода. И время поджимает. К примеру (он приведён изданием), по сведениям из регионального органа Россельхознадзора в Красноярском крае, «в 2019 году доля КНР составляла порядка 90,3% от всего экспортного леса» .
Справедливости ради нужно заметить, что отмена субсидий – далеко не первый и не единственный шаг китайских властей, создающий трудности для экспортёров леса в эту страну. Стоит вспомнить про ограничения, связанные с коронавирусом и с введением новых фитосанитарных правил. Простои, вызванные длительными проверками на таможенных постах, стали горькой реальностью. Такая же безрадостная ситуация – и на станциях погрузки: как и когда будет дано разрешение на дальнейшее движение – ясности нет.
Вдобавок повышение заградительных пошлин, введённых в России, ещё более усугубляют положение, и о «выгодности» перевозок в Китай приходится забыть всерьёз и надолго.
В публикации приведено мнение генерального директора АО «Приморские лесопромышленники» Виктора Дорошенко: «Никто не будет спорить с тем, что нужно развивать глубокую переработку на территории России. К тому же существует льготная пошлина на вывоз «кругляка», если предприятие достигло определённого уровня переработки, словом, тенденция правильная. Но есть места, где вести такую деятельность не получится» .
После нововведений, предпринятых властями КНР, российским отправителям лесоматериалов приходится задуматься о том, что придётся переориентироваться на внутренний рынок», давно страдающий «от высоких китайских цен» . Процесс этот начался.
Некоторые эксперты, имена и статус которых интернет-газета newslab.ru не называет, полагают, что в России «достаточно предприятий, которые вполне способны потребить «китайский» объём древесины» .
Александр Огневский, председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»:
– Во всех этих «запретительных» историях, связанных с лесным бизнесом, смущает одно: компаниям, ведущим деятельность в сфере лесозаготовки, лесопереработки и лесного экспорта не даётся никакого «переходного периода» для того, чтобы перестроить свою работу. Отсутствие этого «переходного периода», к тому же – в период всплеска коронавирусной инфекции, которая подкосила все виды бизнеса, – это просто удар по лесной отрасли. Такими действиями лесную отрасль отбрасывают на 10-15 лет назад. Возможным решением, которое позволило бы и бизнесу не терять обороты, и государству не терять таможенные и налоговые сборы, получаемые с валютной выручки «лесных» компаний, был бы мораторий на запрет вывоза «кругляка» хотя бы на год-два. За это время переработка леса встала бы ноги. А сегодня вся отрасль уже в предвкушении хаоса от того, что просто не остаётся времени на плавный переход к глубокой переработке…