История отношений работника и работодателя - это история стремления к балансу, компромиссу. Наука об управлении персоналом 1 помогает разрешить эти сложные противоречия. Работодатель хочет, чтобы работник выполнял поручения, способствуя росту прибыли компании. Работник мечтает, чтобы за его труд платили как можно больше. Таким образом, их интересы отличаются. Хотя такие представления существовали не всегда. В соответствии с классической теорией Ф. Тейлора («Научная организация труда»), мотивирование и стимулирование рабочей силы осуществляется только экономическими средствами, материальное вознаграждение рабочих было тесно связано с выработкой продукта, с конечным результатом, поэтому рабочие стремились трудиться максимально производительно и эффективно. Конфликта не существует, обе стороны одинаково заинтересованы в достижении наилучшего конечного результата, а следовательно, в повышении производительности и эффективности труда: то, что хорошо для организации, приемлемо и для рабочих; при отсутствии ограничений баланс интересов естественен. В организации присутствует пирамида контроля с единым центром власти, оплата труда производится только на основе сделанной работы; единица времени для расчета зарплаты должна исчисляться как можно меньше.
В интеракционистских моделях (Э. Мейо, Дж. Дьюи, К. Левин, И. Гоффман) неэкономическое вознаграждение, эмоциональные факторы, дружеские отношения в коллективе, благосклонность, внимание и понимание руководства играют главную роль в мотивации и удовлетворенности рабочих и определяют эффективность и производительность их работы. При этом существует определенное различие мнений и несовпадение интересов, но с помощью некоторых компромиссов менеджеры могут добиваться идеального баланса интересов. Часто рабочие действуют не как отдельные индивиды, а как члены группы. Рассмотрим некоторые авторские исследования социальных организаций, характеризующие внутренний рынок труда.
Районное отделение сбербанка 1 . Структура организации: имеется центральное отделение, которое содержит аппарат управления и несколько отделов, во многом наделенных функциями полноценного банка. В состав сбербанка входит более десяти филиалов, которые наделены функциями сберкасс и работают с физическими лицами. Социологи провели практически сплошной опрос сотрудников отделения сбербанка. Интервьюеры выезжали в филиалы, отделы сбербанка и опрашивали сотрудников прямо на рабочих местах. Выяснилось, что почти все сотрудники положительно относятся к своей организации. При этом большую часть сотрудников привлекает именно материальная сторона. Производственный климат в отделении сбербанка удовлетворительный: нормальная рабочая атмосфера, высокая включенность сотрудников в производственные проблемы. Служащие подразделений не испытывают чувства зависти и нарушения справедливости. Отсутствует недовольство деятельностью руководства. В целом можно положительно оценить его труд, описать их действия как демократичные: ими учитываются мнения и предложения сотрудников. Работники положительно оценивают изменения, происходящие в отделении сбербанка.
Обобщенные портреты руководителя и сотрудника сбербанка . Для руководителей работа является и источником денежных средств, и способом самореализации. Они работают с высокой отдачей и повышенной ответственностью за производство (в силу организационного статуса). Руководители полностью довольны зарплатой, однако работать лучше побудило бы получение наград, знаков отличия, грамот, дипломов, на их мотивацию к работе и трудовую отдачу влияет такое качество, как самоуважение; а также оснащенность рабочего места техническими средствами и наличие отдельного кабинета; ощущение значимости своего вклада в общее дело (идущее, как нам кажется, от повышенной ответственности руководителей). Многие из руководителей честолюбивы и желают иметь возможность повышения своей квалификации. Часто руководителей не устраивают условия работы и взаимоотношения с коллегами. Для сотрудников работа - преимущественно источник получения денежных средств. Быт и семья для них более значимы, чем для руководителей. Сотрудников более волнуют собственные проблемы, в частности, повышение уровня жизни. Это совпадает и с общей мотивацией работы сотрудников, которые могут повысить трудовую отдачу при условии получения ими дополнительных денежных выплат. 25% сотрудников считает, что их зарплата ниже, чем могла бы быть. Часть сотрудников слабо или вообще не обеспечивает достатка своей семьи. Многие из сотрудников утомляются в конце рабочего дня. Выводы : Очевидно, что работники и работодатели имеют разные интересы и стимулы в работе. Отличия между работниками зависят от их принадлежности к филиалам и центральному отделению. Первые имеют более традиционную, инерционную организационную культуру, а во втором развиты современные отношения, мало отличающиеся от коммерческих банков.
1 Весной 1997 года исследовательский коллектив провел комплексное исследование одного из районных городских отделений Сбербанка. Одновременно работали психологи, психофизиологи и социологи. Автор возглавлял исследовательскую группу социологов. Была разработана методика для проведения анкетного опроса на рабочих местах (см. третий раздел). Исследовательская ситуация была такова. За год до организационной диагностики к руководству отделением сбербанка пришел новый управляющий, который стал проводить бурные организационные изменения. Вводились новые банковские технологии, была изменена структура отделения сбербанка, работали над повышением производительности труда и эффективности работы организации, занимались развитием персонала. После года работы управляющий решил оценить результаты своей работы.
В структуралистских теориях М. Вебера и К. Маркса организации рассматриваются как сложное образование, имеющее свою структуру, в которой взаимодействуют многочисленные социальные группы и в которой рационально присутствует узаконенная бюрократическая власть. При этом конфликт между работниками и работодателями неизбежен: он обусловливается разным отношением участников к средствам производства, их разной долей в доходе и социальным неравенством 2 .
Таким образом , социологические исследования показывают несовпадение интересов работника и работодателя, что заключается, помимо прочего, в несовпадении их экономических интересов. Экономические интересы в среде самих работодателей могут определяться такими объективными факторами, как форма собственности, специализация и объем производства, фаза жизнедеятельности, организационная культура. Социальное партнерство помогает регулировать интересы сторон при участии третьей стороны - государства 1 . Работодатели и работники как полномочные партнеры стремятся к социальному диалогу, что подтверждается различными соглашениями, коллективными договорами, контрактами, решениями комиссий по разрешению трудовых споров. Государство выступает в роли уравновешивающей силы, соблюдающей интересы обеих сторон. В этой ситуации положение государства двойственно: оно одновременно выполняет функции работодателя и работника (в лице государственных служащих). Отношения участников рынка труда регламентированы на государственном уровне существующими законами «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения трудовых споров». Эти законы закладывают основы цивилизованных взаимоотношений работника и работодателя 2 .
1 Козлов И.Ф. Проблемы социального партнерства// Формирование рыночной экономики: стратегия и тактика. Саратов. 2000. С.87-92
2 Кривошеев В.Т. Организация социального партнерства в сфере занятости. Саратов, 2003. 311 с.
1 Грэхем Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами / Пер. с англ. под ред. Т.Ю.Базарова и Б.Л.Еремина. М., 2003. 598 с.
2 Егоров А. И. Основы социологии организаций. Саратов, 1997. Вебер М. Образ общества / Избранное. М., 1994. Пинчот К., Пинчот Э. От бюрократической организации - к саморегулирующейся организации // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. М., 1995. Вып. 8.