Я уже много лет интересуюсь инфраструктурой старых зенитно ракетных комплексов, стоящих на вооружении нашей армии. Чтобы сделать пару стоящих кадров приходится намотать не одну тысячу вёрст. Вот и в этот жаркий день по мановению судьбы и стечению обстоятельств мы планировали посетить по нашим источникам брошенную ЗРС-С-300, которые как правило размещали на позициях более ранних комплексов ПВО. Наша локация находится в стороне от туристических маршрутов, посторонние здесь не ходят, а местных это не интересует, они стараются обходить стороной без лишнего любопытства. Я припарковал машину в тени автобусной остановки и не глушил двигатель, чтобы по возвращении она не превратилась в раскаленную консервную банку. Солнце находилось в зените и температура воздуха зашкаливала за +35 в тени.
Оглядевшись на месте, мы поняли, что находимся в нужной локации. Колючка присутствует.
На вышках отсутствуют дозорные, да и неопрятные они какие-то, грозные таблички еле читаемы, значит если что-то пойдет не по плану, то при "запале" можно включить дурака типа не местные мы заблудились в поисках отхожего места при сборе ягод.
Продвигаясь вдоль периметра, намётанный взгляд заметил то, чего здесь не должны были увидеть по определению. Настроение начало портиться, что мы зря потратили время. Хотя решили рискнуть, чем черт не шутит.
Парадные ворота даже и не намекали, что здесь может быть полноценный действующий военный объект. Вполне возможно, что вояки приехали на полевые учения. Подобные агрегаты новейших комплексов ПВО мы встречали даже посреди общественного городского пляжа.
Дорога от ворот прямиком привела к вышке низковысотного обнаружителя РЛС 76Н6.
Чуть правее рядом с постройками непонятного назначения мы заметили оболочки от ракетных обтекателей, сваленных в кучу.
Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С-300П различных модификаций для размещения РПН была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительно подъемного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъема груза. Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса "Пионер" - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по заказам производилось ПО "Завод им. Январского восстания"
Новый модифицированный вариант станции - 76Н6 (в составе: антенный пост Ф5МУ, аппаратный контейнер Ф52МУ, унифицированная вышка 40В6М или 40В6МД) предназначен для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей, в том числе и крылатых ракет с малой отражающей поверхностью (до 0,02 кв.м), на малых и предельно малых высотах (угол места цели 1-6 градусов) в условиях интенсивных отражений от предметов на местности и сильного радиопротиводействия. НВО производится Лиаиозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) - головным предприятием НПО "Утес". В комплект поставки НВО входит вышка 40В6МД, которая позволяет обеспечить высоту фазового центра антенны 38,8 м. Специализированный радиолокатор обнаружения выпускается и в экспортном исполнении - 76Н6Е. НВО может использоваться не только в системе ПВО, но и пограничниками, полицейскими для обнаружения на малых и предельно малых высотах малоразмерных самолетов, вертолетов, осуществляющих контрабандные перевозки.
Передвигаться старались очень тихо по краешку дороги не привлекая внимания и не издавая посторонних шумов. Но на каменной тропе это сделать проблематично. Острые осколки то и дело издавали противнейший хруст из под ног.
А наткнувшись на разложившегося под палящими лучами солнца "ХОМЯКА" мы чуть было не наделали в штаны. Как раз в это время с характерным металлическим скрежетом заработала РЛС.
Мы остановились притаив дыхание, но никакого движения не обнаружили. Чуть поодаль вышки низковысотного обнаружителя глаз выцепил ещё две характерные машины внушительных размеров.
Одна из них это МРЛС 92Н6Е, которая представляет собой высокопотенциальную 3-х координатную моноимпульсную станцию с фазированной антенной решеткой проходного типа, с разнообразным набором сигналов. МРЛС имеет возможность одновременного трассового сопровождения до 100 целей и точного сопровождения до 6 целей во всех условиях боевой работы. МРЛС 92Н6Е осуществляет автоматический обмен информацией с СУ 30К6Е. МРЛС 92Н6Е решает следующие задачи:
- поиск цели по данным ЦУ или автономно, захват цели на автосопровождение, в том числе в условиях воздействия активных и пассивных помех, метеообразований и отражений от местных предметов
- контроль государственной принадлежности сопровождаемых целей
- отбор целей на поражение, автоматическое решение задачи пуска, постановку на подготовку, пуск, захват, сопровождение и наведение ЗУР на сопровождаемые цели, обеспечение подрыва боевого снаряжения с автоматической оценкой боевой работы.
Использование в МРЛС 92Н6Е современного высокопроизводительного вычислительного комплекса "Эльбрус-90 микро" в совокупности с современной аппаратурой формирования и обработки сигналов позволяет реализовать высокие боевые возможности МРЛС в различных условиях боевого применения. В МРЛС приняты радикальные меры по улучшению качества подавления активных шумовых помех прикрытия. МРЛС 92Н6Е размещаются на колесных шасси высокой проходимости.
Вторая машина ПБУ 55К6Е предназначена для автоматизированного управления боевой работой ЗРС на основе информации от собственных, придаваемых и взаимодействующих источников. ПБУ 55К6Е при управлении боевой работой огневых средств обеспечивает:
- выработку и выдачу команд на приведение средств в боевую готовность (БГ) и отображает их обратные донесения по БГ
- управление режимами работы РЛК 91Н6Е, в том числе режимами опознавания госпринадлежности целей
- прием, обработку и отображение радиолокационной (РЛ) информации от управляемых ЗРК, ЗРС, а также информации от ВКП, соседних СУ, средств РЛ поля
- решение задач определения дальности до постановщика активных помех по пеленговой информации, поступающей от РЛК 91Н6Е и РЛ средств ЗРК (ЗРС)
- отбор целей для поражения, распределяет цели по ЗРК и ЗРС и выдает ЦУ на ЗРК (ЗРС, ЗРПК)
- управление положением секторов боевой работы ЗРК (ЗРС, ЗРПК)
- управление боевыми действиями и взаимодействием ЗРК (ЗРС, ЗРПК)
- проведение автономных и совместных с ЗРК (ЗРС) тренировок лиц боевого расчета
- передачу на ВКП информации о целях, о боевом состоянии и боевых действиях ЗРК (ЗРС), прием и обработку управляющей информации от ВКП
- взаимодействие с соседними СУ и КП радиолокационных средств, с РЛС с трассовым выходом
- прием и отображение РЛИ от пассивных РЛС РТР
- документирование боевых действий СУ 30К6Е и ЗРК (ЗРС) в процессе боевой работы или тренировки, воспроизведение зарегистрированной информации в реальном масштабе времени на рабочих табло и индикаторах, а также выведение на печать обобщенных результатов боевой работы или тренировки
В ПБУ 55К6Е расположены пять унифицированных рабочих мест, в том числе командира системы ПВО, оператора контроля воздушной обстановки, два рабочих места операторов управления огневыми средствами, рабочее место технологического и боевого обеспечения.
На рабочих местах используются многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы размером 18 дюймов.
ПБУ 55К6Е имеет современное оснащение:
ЦВК "Эльбрус-90 микро"
аппаратуру комплекса средств передачи данных
аппаратуру внутрисистемной телекодовой и речевой связи
аппаратуру радиолинии связи с РЛК 91Н6Е
аппаратуру громкоговорящей связи
маршрутно-навигационную систему топопривязки и ориентирования.
Как бы всё намекало, что мы забрели на действующую позицию ЗРС «Триумф» С-400. Продвигаться дальше в сторону пусковых установок не имело никакого смысла. Позиции ЗРДн С-400 великолепно вписались в позиционный район бывшей С-75 используя искусственно созданные для него рельефы. Очень хорошо это видно на космоснимках. Мы же воспользуемся схемой.
Изучая инфраструктуру полка, мы не заметили как вплотную добрались до тех самых ракетных обтекателей.
Скорее всего они принадлежат ни С-75, ни тем более С-400, т.к. для него ракеты поступают и хранятся в герметичных пеналах. Мы предполагаем, что это головной обтекатель ЗУР 5В28ВЭ от ракет комплекса С-200, внутри которого располагается антенна головки самонаведения ракеты.
Испытывать дальше судьбу мы не стали и повернули во свояси. На обратном пути решили изучить ещё одно место этого позиционного района. Там явно не было никого. Но зато среди зарослей обнаружили множество брошенной техники характерного зелёного окраса. Я так и не смог её идентифицировать. Если кто владеет подобной информацией, подскажите, что это за механизмы.
Тем временем в траве под палящими лучами солнца теплится жизнь.
Ближе к дороге увидели какие-то бочки. Неужели здесь была АЗС?
Всё может быть. Скорее всего это элементы инфраструктуры жизнеобеспечения предыдущего комплекса С-75. Самая большая бочка очень похожа на одно из быстровозводимых защитных сооружений неизвестного мне типа.
Вполне возможно, что раньше внутри было пара рядов скамеек для личного состава, но не более. Сейчас уже ничего не осталось.
Среди зарослей колючего кустарника пустующая вышка караульного.
Не позавидовал бы я караульному, несущему службу на этой раскаленной конструкции открытой всем ветрам и солнцу.
По всему периметру имеется несколько скрытых наблюдательных постов.
Места внутри крайне мало и навряд ли конструкция защитит от поражающих факторов. Зато предусмотрен кусок деревянного бруса, чтобы сидеть не на голом бетоне. Минимальные удобства соблюдены, чтобы служба мёдом не казалась.
Обзор давно зарос и перекрыт травой.
Уже на выходе мы наткнулись на серый цилиндр, очень похожий на элемент твёрдотопливного ускорителя ракетного двигателя первой ступени.
На торце написано, что это всего лишь макет 1098 и способ его установки, а именно по направлению к соплу.
Что это за макет и от какой ракеты выяснить пока не удалось. Придется воспользоваться поиском или помощью более осведомленных читателей. А из сказанного выше следует сделать вывод, что не стоит повторять подобное. Не зря же на заборе написано.