Найти в Дзене

Работники государственной службы занятости 1

Служба занято­сти (далее СЗ) как социальная организация с 1991 года значительно разви­лась. Однако, наряду с несомненными успехами и достижениями (сформи­рована разветвленная сеть служб занятости по всей территории России, созданы учебные центры профессионального переобучения безработных, функциони­руют Программы занятости, рассчитанные на перспективу), ряд сторон дея­тельности СЗ требует реформирования. Это связано, прежде всего, с процес­сом бюрократизации деятельности вышеназванной службы, которая зачас­тую функционирует вне связи с теми, кому она призвана служить, и превра­щается в структуру, выполняющую в основном стати­стические функции и функции органов социального обеспечения. В связи с этим организационная диагностика представляется актуальной. Нами был проведен социологиче­ский опрос руководителей и работников службы за­нятости. Использованный при опросе в банке инструментарий был адапти­рован, что позволило осуще­ствить сравнение результатов, полученных в этих социальных организациях.

Руководители и сотрудники солидарны в положительной оценке дея­тельности руководства и организационных изменений. Их трудовые цен­но­сти в целом совпадают, хотя работа для руководителей больше связана с соб­ственной самореализацией, а для работников в первую очередь важно полу­чение денежного вознаграждения. Большинство опрошенных не хочет ме­нять место работы. Материальная сторона в службе занятости является про­блемным пунктом, актуальной в одинаковой степени для обеих групп. Для тех и для других существуют все же более важные проблемы: совмес­тимость с руководством, ощущение значимости своей работы, техническая оснащен­ность рабочего места, соответствие работы интересам. Оценка эффективно­сти работы подразделений детерминирована по­ложением отве­чающих: на первом месте оказалась компетентность рядо­вых сотрудников, а далее - ру­ководителя отвечающего. Большинство ра­ботников вне зави­симости от ста­туса - женщины. Руководители немного старше своих со­трудников и обла­дают более длительным стажем работы в организации. Руководителей не устраивает совмещение должностных функций. Главной причиной непони­мания между коллегами для сотрудников является не­справедливое распреде­ление обязанностей – 29%, на втором месте – не осознание производствен­ных задач – 24%. Если учесть, что кол­лектив СЗ в основном женский, то ие­рархия всех этих причин естественна. У руково­дителей их распределение иная: непонимание между сотрудни­ками возни­кает чаще всего из-за непони­мания задач - 44%, из-за несоблю­дения тру­довой дисциплины - 25%.

1 Временный творческий коллектив (автор был составителем программы исследова­ния и руководите­лем социологической группы) Поволжского межрегионального учеб­ного центра и Департамента занято­сти населения по Саратовской области проводил в 1999 году комплексное социально-психологическое исследование «Служба занятости как социальная организация». Цель исследования: Реформирование службы занятости как социальной организации, призванной осуществлять всестороннюю поддержку и помощь гражданам, испытывающим социально-психологические проблемы, связанные с трудоустройст­вом. Выборка сплошная.