Служба занятости (далее СЗ) как социальная организация с 1991 года значительно развилась. Однако, наряду с несомненными успехами и достижениями (сформирована разветвленная сеть служб занятости по всей территории России, созданы учебные центры профессионального переобучения безработных, функционируют Программы занятости, рассчитанные на перспективу), ряд сторон деятельности СЗ требует реформирования. Это связано, прежде всего, с процессом бюрократизации деятельности вышеназванной службы, которая зачастую функционирует вне связи с теми, кому она призвана служить, и превращается в структуру, выполняющую в основном статистические функции и функции органов социального обеспечения. В связи с этим организационная диагностика представляется актуальной. Нами был проведен социологический опрос руководителей и работников службы занятости. Использованный при опросе в банке инструментарий был адаптирован, что позволило осуществить сравнение результатов, полученных в этих социальных организациях.
Руководители и сотрудники солидарны в положительной оценке деятельности руководства и организационных изменений. Их трудовые ценности в целом совпадают, хотя работа для руководителей больше связана с собственной самореализацией, а для работников в первую очередь важно получение денежного вознаграждения. Большинство опрошенных не хочет менять место работы. Материальная сторона в службе занятости является проблемным пунктом, актуальной в одинаковой степени для обеих групп. Для тех и для других существуют все же более важные проблемы: совместимость с руководством, ощущение значимости своей работы, техническая оснащенность рабочего места, соответствие работы интересам. Оценка эффективности работы подразделений детерминирована положением отвечающих: на первом месте оказалась компетентность рядовых сотрудников, а далее - руководителя отвечающего. Большинство работников вне зависимости от статуса - женщины. Руководители немного старше своих сотрудников и обладают более длительным стажем работы в организации. Руководителей не устраивает совмещение должностных функций. Главной причиной непонимания между коллегами для сотрудников является несправедливое распределение обязанностей – 29%, на втором месте – не осознание производственных задач – 24%. Если учесть, что коллектив СЗ в основном женский, то иерархия всех этих причин естественна. У руководителей их распределение иная: непонимание между сотрудниками возникает чаще всего из-за непонимания задач - 44%, из-за несоблюдения трудовой дисциплины - 25%.
1 Временный творческий коллектив (автор был составителем программы исследования и руководителем социологической группы) Поволжского межрегионального учебного центра и Департамента занятости населения по Саратовской области проводил в 1999 году комплексное социально-психологическое исследование «Служба занятости как социальная организация». Цель исследования: Реформирование службы занятости как социальной организации, призванной осуществлять всестороннюю поддержку и помощь гражданам, испытывающим социально-психологические проблемы, связанные с трудоустройством. Выборка сплошная.