Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый самолёт ОКБ МиГ с реактивным двигателем и британский Gloster Meteor. «День в истории авиации» №62 (1—7 марта)

Оглавление

Приветствую, читатель! Рад представить свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в программе — реактивный истребитель Ла-156, двухфюзеляжный реактивный самолёт—тестовый стенд, итальянская «утка» и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

1 марта

1 марта 1947 года — первый полёт экспериментального истребителя Ла-156. /СССР/

В 1946 году в ОКБ-301 Семёна Алексеевича Лавочкина разработали свой второй реактивный истребитель Ла-152. На его основе параллельно шли работы над самолётом «152Д» (Д — дублёр), рассчитанным на установку реактивного двигателя с форсажной камерой. Позднее проект был переименован в Ла-156.

Ла-156 представлял собой среднеплан реданной схемы с убирающимся шасси. От Ла-152 отличался новым двигателем РД-10ЮФ (ЮМО — форсированный) и увеличенным крылом. Максимальная скорость — 905 км/ч, дальность полёта — 700 км. Вооружение состояло из 3 × 23-мм пушек НС-23.

Построили 2 самолёта Ла-156. 10 апреля 1947 года был выполнен первый полёт с включение форсажного режима. В дальнейших испытаниях Ла-156 показал лучшие характеристики, чем серийный МиГ-9. Но в производство истребитель Лавочкина не запустили — к тому времени схема с прямым крылом уже считалась устаревшей.

2 марта

2 марта 1954 года — первый полёт истребителя-бомбардировщика Dassault Super Mystère. /Франция/

К середине 1950-х годов компания Dassault Aviation уже массово производила реактивные истребители — MD-450 Ouragan, семейство Mystère. В 1953 году начались работы над самолётом Super Mystère. Для увеличения скорости планировалось использовать новый двигатель с форсажной камерой и более тонкое крыло.

Super Mystère был низкопланом с крылом со стреловидностью 45°. Прототип оснащался британским двигателем Rolls-Royce Avon RA.7R, а серийные самолёты — французским SNECMA Atar 101G-2 с тягой 43,1 кН в режиме форсажа. Максимальная скорость — 1250 км/ч, дальность полёта — до 870 км. Вооружение — 2 × 30-мм пушки DEFA 552 + бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты на 4 точках подвески.

После принятия на вооружение в 1958 году Super Mystère стал первым серийным сверхзвуковым самолётом ВВС Франции. Также эксплуатировался ВВС Израиля и Гондураса. Всего выпустили 180 единиц Super Mystère.

3 марта

3 марта 1945 года — первый полёт экспериментального истребителя И-250. /СССР/

На пути от поршневой авиации к полностью реактивной был промежуточный этап — самолёты с комбинированной силовой установкой. В мае 1944 года Государственный комитет обороны СССР выпустил постановление о начале работ в ОКБ Микояна и Гуревича над истребителем И-250 с силовой установкой такого типа.

Команда инженеров под руководством конструктора Анатолия Андреева спроектировала низкоплан с убирающимся шасси. Оснащался поршневым двигателем ВК-107Р и мотокомпрессорным воздушно-реактивным двигателем (его можно было включать максимум на 10 минут). Максимальная скорость — 825 км/ч, дальность полёта — 920 км. Вооружение — 3 × 20-мм пушки Б-20.

Несмотря на свой экспериментальный статус, И-250 выпускался малой серией в 26 самолётов (+ 2 прототипа). Они стояли на вооружении ВВС Северного и Балтийского флотов. И-250 стал первым самолётом с реактивным двигателем, созданным в ОКБ Микояна и Гуревича.

4 марта

4 марта 1929 года — первый полёт летающей лодки Boeing Model 204. /США/

В 1928 году компания Boeing построила летающую лодку Model 6E, рассчитанную на 3 пассажиров. После выпуска 5 самолётов было принято решение увеличить вместимость. Новая модель получила обозначение Model 204.

Внешне Model 204 практически не отличался от Model 6E. Это был одномоторный биплан с толкающим винтом. Главные отличия коснулись кабины (теперь там могло разместиться 4 пассажира) и двигателя (устанавливались более мощные Pratt & Whitney R-1340 Wasp в 410 л.с.) Крейсерская скорость — 153 км/ч, дальность полёта — 563 км.

Было выпущено 7 летающих лодок Model 204. Большая часть производилась дочерней компанией Boeing Aircraft of Canada под обозначением C-204 Thunderbird. Самолёты использовались частными владельцами, а также небольшими авиакомпаниями — Gorst Air Transport, Western Canada Airways — для перевозки пассажиров и почты.

5 марта

5 марта 1943 года — первый полёт реактивного истребителя Gloster Meteor. /Великобритания/

Британская реактивная программа началась с постройки экспериментального самолёта Gloster E.28/39. Полученный опыт позволил Gloster Aircraft в 1940 году предложить проект двухдвигательного реактивного истребителя G.41 Thunderbolt. Позже имя сменили на Meteor.

Это был цельнометаллический среднеплан с крестообразным хвостовым оперением и убирающимся шасси. На первых самолётах устанавливались двигатели Rolls-Royce RB.23 Welland, позже их заменили Rolls-Royce Derwent. Максимальная скорость (для модификации F.Mk.I) — 676 км/ч, дальность полёта — 2000 км. Вооружение — 4 × 20-мм пушки.

Gloster Meteor стал первым реактивным истребителем Королевских ВВС. С 1944 по 1955 годы было выпущено 3947 «Метеоров» различных модификаций. Стоял на вооружении 17 стран мира — Австралии, Франции, Бразилии, Израиля и др. Сегодня самолёт можно встретить в музеях, а 5 Meteor'ов находятся в лётном состоянии.

6 марта

6 марта 1951 года — первый полёт экспериментального самолёта Fouga CM.88 Gémeaux I. /Франция/

В 1950-х годах компания Turbomeca начинает выпускать серию небольших реактивных двигателей — Piméné, Marboré, Aspin и др. Для их тестирования компанией Fouga был разработан специальный самолёт-тестовый стенд CM.88 Gémeaux I.

Самолёт создавали на базе моторизированного планера Fouga CM.8 R13 Sylphe II. Два фюзеляжа от CM.8 R13 были объединены в центральной части и в районе хвостового оперения. В итоге получился двухфюзеляжный среднеплан с W-образным хвостовым оперением. Оснащался 2 × двигателями Turbomeca Piméné с тягой 1,1 кН каждый. Максимальная скорость — 330 км/ч. Дальность полёта — 306 км.

Gémeaux I построили в единственном экземпляре, и он успешно выполнил программу испытаний. После чего стал основой для 4 модификаций (Gémeaux II — Gémeaux V), предназначенных для тестирования других двигателей Turbomeca.

7 марта

7 марта 1939 года — первый полёт экспериментального истребителя SAI-Ambrosini SS.4. /Италия/

Конструктор Серджио Стефанутти (Sergio Stefanutti) начал свою карьеру в авиастроении в 1933 году. Первый его проект — истребитель SS.1 — был самолётом классической схемы, но в следующих он решил применить аэродинамическую схему «утка». Начав с лёгких самолётов SS.2 и SS.3, в 1938 году Стефанутти разрабатывает истребитель SS.4.

Это был низкоплан с крылом малой стреловидности, двумя килями и передним горизонтальным оперением (стабилизатор + рули высоты). Двигатель Isotta-Fraschini Asso XI R.C.40 мощностью 960 л.с. вращал толкающий винт. Максимальная скорость — 571 км/ч. Вооружение — 2 × 20-мм + 1 × 30-мм пушки.

На испытаниях самолёт показал хорошие результаты, но ВВС Италии посчитали его не готовым к боевому применению. Единственный прототип разбился во втором полёте, а второй не построили из-за начала Второй мировой войны. Проект был закрыт.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории