Найти тему
Дикое поле

Завоеватель, ставший Богом.

Фигура нойона Темуджина, сына Есугей-багатура, сумевшего обьединить под единой властью все монгольские племена и создать крупнейшую в мире империю, всегда вызывала мистическое почитание, ведь ему удалось то, над чем его предшественники бились без малого 700 лет. У людей того времени произошедшему было только одно обьяснение: Чингисхану в его делах помогали некие сверхьестественные силы, более того - Чингисхан был не человеком, а духом, сошедшим с небес, дабы принести мир многострадальному монгольскому народу, поэтому неудивительно, что вскоре после его смерти в Монголии возник культ Священного воителя, пользовавшийся полной поддержкой государственной власти.

Идол Чингисхана близ Каракорума.
Идол Чингисхана близ Каракорума.

Культ Чингисхана начал складываться еще при его жизни, когда "одни считали его богом, другие - дьяволом и никто - человеком", хотя сам Чингисхан был против любых попыток своего обожествления: как честный человек, он терпеть не мог льстецов, но в 1227 году он скончался во время войны с государством Си-Ся и после этого уже никто не мог помешать его преемникам узаконить культ основателя монгольского государства.

Похороны Чингисхана.
Похороны Чингисхана.

В народной мифологии Чингисхан приобрел черты культурного героя, изобретателя кузнечного дела, водки и кумыса (в окрестностях Новоселенгинска ходит миф о том, что однажды Чингисхан ковал железо, стоя обеими ногами на разных берегах реки Чикой, а полученные изделия закалял в речной воде и гора, служившая Чингисхану кузницей, до сих пор именуется Деш ("наковальня")). В народной памяти Чингисхан быстро приобрел черты сурового духа-покровителя, но на официальном уровне культ Чингисхана сформировался только при его внуке Хубилае, официально включившему деда в монгольский пантеон, построивший ему святилище, известное под названием "Восемь белых шатров" и установивший ежегодные жертвоприношения духу Чингисхана (в т, ч человеческие), а также учредивший отдельный культ сульде Чингисхана - его знамени и военного гения.

Гора Деш.
Гора Деш.
Хубилай (1215-1294), учредивший культ великого деда.
Хубилай (1215-1294), учредивший культ великого деда.
Святилище Чингисхана.
Святилище Чингисхана.
Черное и белое сульде Чингисхана.
Черное и белое сульде Чингисхана.

Крах Монгольской империи не прекратил почитание Чингисхана, но изменил его характер: он стал добрым духом-хранителем монгольских народов, особенно после того, как панчен-лама сумел обуздать жестокую сторону его натуры. Пришедшие в забайкальские степи в XVII веке русские тоже вскоре начали почитать Чингисхана и как своего прародителя, и как наиболее значимую фигуру в монгольской и российской истории, которой он остается и поныне.

Ресторан "Чингиз-Хан" в Чите.
Ресторан "Чингиз-Хан" в Чите.
Памятник Чингисхану в Улан-Баторе.
Памятник Чингисхану в Улан-Баторе.