Найти тему
Исследование Писания

ПЛАЧ ИЕРЕМИИ (ч.10): СКОРБНАЯ ПЕСНЬ

(Плач Иеремии 4:13-22)

Бродя по развалинам Иерусалима, города Божьего храма, Иеремия размышлял о причине разорения. Когда на нас сваливается большое несчастье, мы стараемся обвинить что угодно и кого угодно, но только не себя. Мы не хотим брать на себя ответственность за все плохое, и поэтому истинная причина часто остается скрытой в потаенных уголках нашего подсознания. Зачем обвинять себя? Зачем указывать пальцем? Что в этом хорошего?

Бог хотел, чтобы народ Иудеи и Иерусалима знал, как они дошли до разорения. Он хотел, чтобы Иерусалим запомнил и научился. Бог послал Иеремию рассказать людям, почему они страдают:

«Все это - за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников; бродили - как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их. “Сторонитесь! Нечистый!” кричали им: “Сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь”; и они уходили в смущении; а между народом говорили: “Их более не будет!” Лицо Господне рассеет их; Он уже не призрит на них; потому что они лица священников не уважают, старцев не милуют. Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи; со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас. А они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим; приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришел конец наш. Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне. Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: “Под тенью его будем жить среди народов”. Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься. Дщерь Сиона! Наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои» (4:13-22).

Бог хотел, чтобы Его народ понял, что они годами шли под заупокойную песнь, думая, что это победный марш. Их сбили с пути, и они должны были знать об этом.

Дорога к погибели может быть ровной и гладкой, со знаками “хорошего самочувствия” по обеим сторонам, с захватывающими дух аттракционами по пути. Путешествие по такой дороге может казаться отдыхом, но конец ее - погибель. Иеремия сорок лет предупреждал, что дорога, по которой идет Иерусалим, губительна. Люди не верили ему, потому что их путь казался им таким правильным. Времена были добрые. Люди жили в достатке. Их предками были Авраам, Иуда и Давид. Они были избранным Божьим народом и даже подумать не могли, что Бог позволит, чтобы с Его избранниками что-то случилось. Время от времени они оказывались в отчаянном положении, но Бог всегда обеспечивал им победу. В память об этом они слагали свои национальные песни избавления. Они привыкли к своему прошлому и мало задумывались о том, куда их дорога ведет их.

Иеремия дал людям новую, погребальную песню, которая объясняла, что произошло с народом Иудеи. Три куплета этого реквиема по погибшему государству поэтически выражены в стихах 4:13-22. Давайте рассмотрим вначале главные мысли, а затем более внимательно вчитаемся в текст. В их гибели было, во-первых, повинно беззаконие руководителей. Второй причиной были их греховные связи с языческими народами. В-третьих, они перестали с благодарностью относиться к Богу и к Его покровительству.

БЕЗЗАКОНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (4:13-16)

Религиозными руководителями иудейского общества были пророки и священники. Пророки проповедовали, а священники должны были выступать в роли посредников между Богом и людьми. Возложенная на них обязанность быть представителями Бога в народе делала их духовными лидерами Иудеи. Им надлежало служить примером того образа жизни и той морали, которые Бог хотел видеть в Своем народе. Им следовало вводить людей в Божье присутствие, но они сами были далеки от Бога (ст. 13).

Они хотели быть среди самых богатых, самых популярных и влиятельных людей. Они хотели слиться с языческим миром и быть максимально похожими на них, но при этом сохранять вид Божьих избранников. Людям нравилась такая жизнь. Они наслаждались удовольствиями, которые предлагала языческая культура, и в то же время заявляли о своей верности Богу. Руководители произносили “приятные” проповеди, которые ублажали слух людей. Они пересмотрели свой взгляд на праведность, закрыв глаза на свой образ жизни и на свою неверность. Они искали “лазейки” в законе, которые позволяли бы им удовлетворять свои прихоти и при этом делать вид, что они исполняют Божью волю.

В своей книге, носящей его имя, Иеремия много говорит об их лжепророчествах и соблюдаемой ими языческой практике:

«Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер. 5:31).

«Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника - все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “Мир! Мир!”, а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иер. 6:13-15).

Если поднимался какой-нибудь праведник, вроде Иеремии, чтобы обличить их, они стремились избавить общество от его влияния, обвиняя его в предательстве, ереси и богохульстве. Благодаря своей власти и влиянию в высших кругах, они могли в буквальном смысле и безнаказанно совершить убийство. И, наконец, над ними свершился суд. Они бродят, как слепые, по улицам, ошеломленные и сбитые с толку. Исаия так пишет об этих людях: “Осязаем как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми - как мертвые” (Ис. 59:10). Исаия говорит о состоянии людей, которые заблудились, потеряв духовную ориентацию. Не зная, куда повернуть, они просто бродят без всякой цели.

Помимо нечестного обхождения с людьми, руководители Иудеи измазали свои одежды кровью невинных (ст. 13, 14). В своем плачевном состоянии они либо принимались кричать, как прокаженные, либо оказывались объектом гонения, словно были больны проказой (ст. 15). Прокаженные считались нечистыми, потому что их болезнь была очень заразной. Они не имели права прикасаться к другим людям. Они жили изолированно и одиноко. Оказываясь среди других людей, они, в соответствии с законом (Лев. 13:45, 46), были обязаны выкрикивать: “Нечист! Нечист!”, тем самым предупреждая остальных держаться о них подальше, чтобы не оскверниться.

Подобно прокаженным, нечестивые руководители Иудеи стали людьми без страны. Им не позволялось проживать среди какого бы то ни было народа. По иронии судьбы, их рассеяло присутствие Господне (ст. 16). А ведь это были те, кто должен был объединиться перед лицом Божьим и посвятить себя тому, чтобы приводить других в Его присутствие. Ни Бог, ни люди не хотели их и знать. Они обнажили свое истинное лицо. Сама жизнь доказала, что они учили ложно. Им больше нечего было сказать. Народ перестал их уважать. И не удивительно! Те самые люди, которым они должны были помочь очиститься, осквернились их присутствием.

Проповедники и религиозные руководители! Услышьте призыв пробудиться!

«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: “Не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступленьем закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:21-24).

К проповедникам в наши дни, по большому счету, относятся плохо. Нередко такое презрительное отношение к плохим проповедникам переносится и на хороших. Мир не делает различий между ними. Для него все проповедники одинаковы. Кто-то сказал: “Если бы мы только смогли добиться преданности от проповедников, мы бы завоевали весь мир для Христа”.

Сатана знает проповедников. Он так искусно соблазняет их, что они даже не замечают, как их проповеди становятся тщетными. Попасться в сети успеха и принять мирскую систему ценностей очень легко, и тогда церкви превращаются просто в общество взаимного восхищения - не более того. К оценке проповедников зачастую подходят с теми же мерками, какими меряют успех в не терпящем медлительности деловом мире, и те попадаются на удочку искушения рассматривать себя чем-то вроде “главных администраторов” церкви.

Если же проповедники и религиозные руководители живут в Божьем присутствии и пытаются других привести в свет Его присутствия, они, подобно Иеремии, могут столкнуться с сопротивлением. Многим хочется Бога не более, чем на один час в воскресное утро - да и то только в том случае, если им позволят делать все так, как им нравится. Однако есть еще преданные души, находящие великую радость в том, чтобы слушать возглашаемое Слово и жить в соответствии с ним. Они хотят наполниться Божьим присутствием, во что бы это им ни стало.

Проповедями и руководством питайте этих людей. Проповедями и руководством помогайте тем людям, которые не могут насытиться Богом.

ГРЕХОВНЫЕ СВЯЗИ (4:17-19)

Вавилонская армия окружила Иерусалим. Никто не мог ни выйти из города, ни войти в него. Запасы продуктов подходили к концу. Воды не хватало. Люди слабели. Кто спасет их? Они решили, что их единственная надежда - Египет. Когда, наконец, войска фараона подошли из Египта, вавилонская армия отступила. В это время к Иеремии пришло слово Господне:

«Так говорит Господь, Бог Израилев: так скажите царю иудейскому, пославшему вас ко Мне вопросить Меня: вот, войско фараоново, которое шло к вам на помощь, возвратится в землю свою, в Египет; а халдеи снова придут и будут воевать против города сего, и возьмут его и сожгут его огнем. Так говорит Господь: не обманывайте себя, говоря: “Непременно отойдут от нас халдеи”; ибо они не отойдут; если бы вы даже разбили все войско халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли бы город сей огнем» (Иер. 37:7-10).

Египетское войско простояло недолго. Предсказание Иеремии было точным: когда египтяне ушли, вавилонская армия вернулась. Тщетно иудеи всматривались в горизонт в надежде, что египтяне вновь спасут их (ст. 17). Они смотрели, покуда глаза их не утомились, но Египет так и не пришел.

Людей выслеживали, как выслеживает добычу охотничья собака (ст. 18). Они не могли ходить по улицам своего родного города, потому что боялись нападения. В конце концов, надежда угасла. Когда вавилонские князья пришли и расположились у средних ворот города, они поняли, что конец их близок, а дни сочтены (Иер. 39:3). Слабея и зная, что вскоре они уже не смогут сопротивляться, царское войско попыталось бежать. Царь Иудеи Седекия вместе со знатью и военными ночью прорвался через городскую стену. Вавилоняне, которые были “быстрее орлов небесных” (ст. 19), преследовали их. Их погнали в горы и, настигнув в пустыне, захватили в плен. Сыновей Седекии и князей убили, а Седекии выкололи глаза (Иер. 39:4-7).

Давний союз Иудеи с Египтом не принес освобождения. Народ забыл своего истинного Избавителя. Надеяться, что кто-то другой сделает то, что посильно только Богу, значит наносить оскорбление Божьему всевластию. Бог является Избавителем Своего народа. Искать опору в каком-либо мирском союзе в надежде, что он избавит нас от страданий и последствий наших прегрешений, значит впасть в идолопоклонство. Неправедные союзы в лучшем случае компрометируют Бога, а в худшем - предают Его. Бога нельзя компрометировать! Он не станет ждать, пока мы будем искать другие источники помощи и утешения.

Мы попадаем в зависимость от богатства, удовольствий и популярности, думая, что все это принесет нам счастье, поможет забыть нашу вину или заполнит пустоту внутри нас. Мы отдаемся работе, полагая, что это принесет нам удовлетворение и ощущение покоя, к которому мы так стремимся. Но наше единственное избавление - в близости к Божьему сердцу.

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ (4:20-22)

В стихе 20 слова “дыхание жизни нашей, помазанник Господень” относятся к царю Седекии. В его тени народ Иудеи чувствовал себя в безопасности. Вероятно, они не столько полагались на его руководство, сколько рассчитывали на Божье покровительство. Ведь не только их царь считался Божьим помазанником, но и они были избранными Божиими! Они считали, что заслуживают особого места среди остальных народов, даже несмотря на то, что Седекия был не более, чем марионеткой, поставленной Вавилоном.

Когда люди начинают верить в то, что другие обязаны заботиться о них и создавать им жизненные удобства, они теряют чувство личной ответственности. Неблагодарная позиция по принципу “дай” может сделать нас безразличными ко всему, кроме наших собственных “прав”. Мы попираем права других, требуя то, что, по нашему мнению, нам “положено”.

В этом контексте Иеремия говорит, чтобы Едом пока радовался, потому что близится время их скорби (ст. 21). Народ Едома вложил свою лепту в падение Иерусалима, но наступит время, когда они напьются допьяна собственными прегрешениями и обнажат свою истинную сущность. В погоне за своими “правами” народа-мародера, они пренебрегли правами народа Иудеи. Но пусть они не будут так самоуверенны и не воображают себя такими достойными, оттого что они воспользовались падением Иудеи. В конечном счете у Иудеи будет больше надежды, чем у Едома. Наказание “дщери Сиона” кончилось, и Бог уже не будет изгонять ее (ст. 22). А вот народ Едома - потомки Исава - будут наказаны полным истреблением и прекратят свое существование (Иер. 49:10).

Нам никто ничего не должен. Нам следует признать, что наши благословения исходят от Бога, а в несчастьях мы порой виноваты бываем сами. Воистину благословенны те, кто несет свою ответственность, верит в Бога и за все восхваляет Его.

О ЧЕМ ЭТА КНИГА?

Прислушиваться к учениям, льстящим нашему слуху, - это верный путь к духовной погибели (2 Тим. 4:3, 4). На свете всегда были и есть проповедники, которые не осуждают греховные союзы, компрометирующие наши убеждения. Нечестивые религиозные руководители, греховные союзы и самодовольство объединяются с нами на широкой дороге, ведущей к погибели (Мф. 7:13, 14). Если вы заигрывали с какой-либо из этих опасностей, то пора отойти от нее и полностью довериться единственному “начальнику и совершителю веры Иисусу” (Евр. 12:1, 2).

Если вы еще не избавились от искушения быть руководителем или проповедником такого рода, то пора обратиться к Богу и послушать, что Он говорит.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи