Найти в Дзене
Интересности

Скоростые способности человека и как их развивать.

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс функциональных свойств челове­ка, обеспечивающих выполнение двигательных действий вминимальный для дан­ных условий отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных спо­собностей. К элементарным  Формам относят четыре вида скоростных способнос­тей:

1.  Способность к быстрому реагированию на сигнал.

2.  Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.

3. Способность к быстрому началу движения  (то, что в практике иногда называют "резкостью").

4.  Способность к выполнению движений в максимальном темпе.

К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложную структуру. В частности, установлено, что макси­мальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что меж­ду показателями максимального темпа, проявляемого в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отягощениями различного веса и без отягоще­ний, с изменением амплитуды движений отсутствует тесная взаимосвязь.

Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в движениях вер­хних конечностей - по сравнению с нижними; правых - по сравнению с левыми; ди-стальных - по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеоб­разная топография максимальных темповых возможностей человека.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в сово­купности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комп­лексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, ха­рактерных для конкретного вида спортивной деятельности. К таким комплексным формам проявления относятся:

способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной

(стартовые скоростные способности) - стартовый разгон в спринтерском беге, конь­кобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, "доставание" укороченного мяча в теннисе;

способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости  (дистан­ционные скоростные способности) - в беге, плавании и других циклических локо-моциях, способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следую­щих факторов:

1. Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Совершенства техники движений.

5. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гиб­кости.

6.  Содержания АТФ в мышцах, скорости её расщепления и быстроты ресинтеза (восстановления).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6-9 %.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро вы­полнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стар­товым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, на­пример, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной яв­ляется стартовая скорость, соответственно, нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изме­нениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину сле­дует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способно­стей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обуславливающей макси­мальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непос­редственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координа­ционно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на ско­рости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скорост­ных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у слабо физически подготовленных людей.

Методика развития быстроты двигательных реакций.

Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.

Простая реакция это ответ заранее известным движением на заранее извес­тный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожида­емому сигналу и пр. Все остальные типы реакций - сложные.

В двигательных реакциях различают три фазы:

1. Сенсорную - от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.

2. Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала дви­жения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.

3. Моторную - от начала движения до его завершения.

Сенсорная и премоторные фазы образуют латентный (скрытый) компонент ре­акции, а моторная - двигательный.

Латентный и двигательные компоненты времени реак­ции имеют на оси времени общий участок (он обозначен штриховкой). Это означа­ет, что в данное время начинают работать несколько параллельных уровней регуля­ции.

В области физического воспитания обычно измеряют общее время реакции, т.е. промежуток времени между моментом ( t o  ) появления сигнала и моментом (t n  ) окончания реагирования на него. Например, моментом ухода со стартовых колодок в беге на короткие дистанции. Сокращение целостного времени простой двигатель­ной реакции в результате тренировки происходит, главным образом, за счет её мо­торного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы яв­ляются относительно независимыми, причем индивидуальные различия времени латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный пе­риод реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями.

Согласно физиологическим представлениям латентное время реакции склады­вается из пяти составляющих:

1.  Появление возбуждения в рецепторе. Раздражитель должен быть воспринят ("выхвачен") органом чувств - глазом, ухом, тактильным чувством, вестибулярным аппаратом.

2.  Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС.

3. Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сиг­нала.

4.  Передача возбуждения от ЦНС к мышце.

5. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности.

Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе во многом зави­сит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей вос­принимающего рецептора. Так, время восприятия звуковых и тактильных раздра­жителей намного короче времени рецепции зрительного раздражителя, поскольку в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический про­цесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс. Время передачи воз­буждения по центростремительному нерву в ЦНС зависит от подвижности нервных процессов.