Ещё один популярный вопрос актёру - "А как вы так много текста запоминаете?". И снова такой ответ - "Каждый по-своему". Но я же о себе, о своих только способах могу рассказать.
1. Надо тренировать память.
Постоянно, всегда, как угодно. Учить стихотворения. Изучать иностранные языки. Я и этим занимаюсь периодически. Но, самое большое занятие с памятью провожу на Песнях. Любимые направления, группы, песни. На английском языке - сложнее. Это двойная нагрузка. А если ещё и под гитару, то вообще шик! Запомнить мелодию, аккорды надо. Наверное, сейчас песен 100 смог бы исполнить. Надеюсь.
2. Разбор текста.
Невозможно просто так неосознанно и бессмысленно выучить большой объем текста. "Актёрский разбор" всего этого нагромождения слов - очень помогает. Здесь нужно найти правильные вопросы, а потом - ещё и ответить на них.
Что я сейчас чувствую? Что я хочу сделать, получить, услышать? Чего хочет от меня партнёр? А чего хочу я от него? А как об этом сказать? Какие должны быть слова?
И вот, когда все это встраивается в осознанную линию - получается осмысленный текст. Просто по-другому никак.
"А если вдруг забудешь какие-то слова?"
Да. Такое бывает. Даже у самых Великих Актёров случалось. Возвращаемся к нашим вопросам. Если все уже обдуманно и чётко расставлено по полочкам - то все просто. Смысл не изменится, быстро подбирается самое подходящее слово-два, и продолжаешь лить речь.
Если просто вызубрил слова наизусть - тут дело печальнее...
"А если вот стихотворный текст забывается?"
Здесь простой подставкой по смыслу не обойдётся. Надо как-то ещё и рифму подобрать.
3. Импровизация из множества вариантов.
Чтобы хорошо выкрутиться экспромтом, нужно иметь в своей памяти запас уже готового материала. Заготовки, так называемые. Откуда их взять? Чтение, чтение и ещё раз чтение. Обогащенный лексикон - обширная база слов. В том числе - и для рифмы. Здесь и поможет, ещё раз, заучивание стихотворений.
А теперь случай из актёрской жизни:
Очень долго и много играл один спектакль по большому произведению. Читал его более 10 раз. Дважды - на английском. То есть, практически точка в точку знал почти все произведение. Свои слова, чужие. Мог сбиться из-за перегруженности. Вспоминал иногда огромные куски монологов, которых и не было в режиссерской версии. Да, мог сказать за партнёра или подсказать - это плюс. Но когда заносило в дебри памяти - сбивал и себя, и других. Это уже минус. Здесь, получается, уходил от плана по уже перечисленным вопросам.
Читать. Учить. Тренировать память. Понимать: о чем, про что и для чего говорить. Вот и весь секрет.