Найти тему
Бородинское поле

«…И ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ ПЕЧАТЬ»: 8 ЖЕНСКИХ ИСТОРИЙ К 8 МАРТА»: ИСТОРИЯ ПЯТАЯ: ИРИНА СЛИВЕНКО.


Собираясь на встречу с нашей сегодняшней героиней, я очень переживала. Она блистала на лучших европейских светских приемах и балах в образах Жозефины, сестры Александра I Екатерины Павловны и возлюбленной Наполеона Марии Валевской. В собственноручно выполненных нарядах – от исторического платья до последнего перышка на шляпке, она на дружеской ноге с обладателями богатейшей коллекции гражданского костюма и аксессуаров XIX в. британцами Мартином и Кристиной Ланкастер. «Столичная светская львица, наверняка высокомерная и заносчивая», - думала я.
И что вы думаете? В деревенском доме, в безупречно отделанном в стиле прованс интерьере, где по-эстетски, до мелочей продумана каждая деталь (наша героиня – перфекционистка во всем), меня встретила совершенно открытая и искренняя девушка, с чистыми и глубокими, как море, глазами, молодая мама и прекрасная хозяйка. Сейчас она временно далека от реконструкции, растит лучезарного белокурого Ванюшу, строит вместе с супругом дом и содержит большое хозяйство в виде свиней, кур и бог знает кого еще…

Знакомьтесь: Ирина Сливенко. Москвичка, выпускница Российского государственного геологоразведочного университета по специальности «юрист». Собственно, и работала по специальности больше 20 лет. А по ночам шила исторические костюмы. В составе Литовского уланского полка в военно-исторической реконструкции с конца 90-х. Первая в России женщина-реконструктор, которая стала использовать дамское седло, боковую посадку. Увлекается историей начала XIX в., наполеонистикой, считая эти войны «последними рыцарскими в истории».
- Что же такого рыцарского делают мужчины в обмундировании?
И. С.: Надевая униформу, кавалер, сопровождающий даму верхом, расправляет плечи и правда становится рыцарем: скажет чуть больше комплиментов, проявит чуть большую галантность, поможет сойти с лошади. Хотя в обычной жизни, может, и не подаст руки, выходя из автобуса.
- Реконструкция для вас – это …?
И. С.: Платья, кавалеры, балы, шампанское, открывающееся саблей… Реконструкция стала моей жизнью. Помню свое первое «Бородино». 1997 год. Первая ночь на Бородинском поле. Ночевали все в палатках. Было очень холодно, даже вода в бутылках замерзла. Возвращалась на конную базу по осеннему полю… Вот эта стерня, туман – это было что-то необыкновенное!
- Создание исторических платьев... Как вы к этому пришли?
И. С.: Шить меня научила бабушка. Первое платье для новогоднего вечера – ее работа. Как сейчас помню, ярко-алое атласное бальное платье... Это сейчас открываешь интернет – и вуа-ля: море ярких подробных фото с историческими платьями. А тогда, в 90-е, редкую картинку исторического костюма, промелькнувшую в модном журнале, вырезала и бережно хранила, любая книжка с соответствующими иллюстрациями покупалась и тут же становилась настольной. И еще. Когда в Бородино приезжают европейцы, женщины часто задают вопрос: почему вы все шьете сами? Ну, у них-то обычное дело – обращаться к мастеру. Мой ответ таков: спасибо советской школе и урокам труда, мы все умеем держать иголку в руках.
- Трудно ли было влиться в реконструкторский коллектив?
И. С.: Непросто. Это же элитарное общество. Представьте: в клубе где-то 20 мужчин и 1-2 полковые дамы. Ну зачем им кто-то еще?
- И все же вам удалось! Сколько платьев вы привозите на «День Бородина»?
И. С.: Ну смотрите. Мое правило - нельзя, чтобы дамский туалет повторялся. То есть платья на выход должны меняться утром, днем и вечером. Обычно, заезжая в лагерь на 7 дней, я брала с собой платьев 10…
- Ого! И все собственного производства?
- Конечно. В Москве у меня целая гардеробная отведена под наряды. Классические линии ампира, воздушный романтизм, элегантный модерн… Я люблю это все!
- А если говорить об аксессуарах, есть у вас фетиш?
И. С.: Тиары! Разные: коралловые, с жемчугом, с кристаллами, с бирюзой, с камеями. Таких украшений больше не было ни в одну эпоху.
- Реконструкция – это только красота и эстетика?
И.С.: Ну почему же? Во-первых, это серьезное увлечение. Знаете, если у человека нет никакого увлечения, он пустой, с ним неинтересно. Во-вторых, вот вам пример. В 2014 г. меня пригласили на торжества в качестве сестры Бонапарта Полины Наполеон, навестившей его в ссылке на острове Эльба. Я жила в ее апартаментах, спала на ее подлинной кровати, мои украшения лежали на ее тумбочке. Для меня реконструкция, помимо удовольствий от балов, нарядов, верховой езды, - это возможность прикоснуться к реальным историческим подлинникам. Не через веревочку в музее посмотреть, а пользоваться тумбочкой сестры Наполеона, смотреться в ее зеркало.
- Какие еще образы вы примеряли на себя?
И. С.: В 2008 г. в немецком Эрфурте праздновали 200-летие встречи Александра I и Наполеона. Меня пригласили в составе делегации Международной военно-исторической ассоциации под руководством Александра Вальковича сыграть роль сестры российского императора. Моя героиня была замужем за правителем Веймора, была вспышкой в этом сером немецком княжестве. Это была очень красивая реконструкция: парады, балы – что-то необыкновенное! Из смешного: немцы подходили и спрашивали: «Хотите, мы отвезем вас на вашу могилку? Там так хорошо!».
- А кроме посещения могилок что-то еще предлагали?
И. С.: Реконструкция помогает почувствовать себя королевой. Никогда не забуду торжества в Чехии, в замке Брно. Я в образе Жозефины. Ко мне проявляли любовь как к настоящей императрице. Готовили завтраки. Отдали половину покоев (в другой половине – музей) на выходные.
- Как ощущения?
И. С. (улыбается): Как будто у тебя есть замок. Очень приятные. Кстати, тогда я прошла настоящую проверку. На званом обеде мне принесли запотевшую рюмку водки, мол, вы же русская, несмотря на то что Жозефина. Первую, вторую, третью… В общем, я не потеряла лицо, просто попросила «фрейлин» в конце трапезы за локоточки меня поддержать.
- Забавно. Можно еще историю из реконструкторской жизни?
И. С. Пожалуйста. В 2014 г. я была в образе Марии Валевской, которая единственная из всех женщин Наполеона любила его незабвенно и бескорыстно, положила свою жизнь на алтарь этой любви. Большие торжества на Эльбе в честь 200-летия тех событий. Исторически Валевская посетила Наполеона с годовалым сыном. Сына тогда у меня еще не было, и я «одолжила» у хорошей подруги… дочь, по возрасту подходившую для этой роли. К счастью, детская мода тогда была абсолютно идентична как для мальчиков, так и для девочек, так что маленькая Милена стала «идеальным сыном Валевской»: всем лучезарно улыбалась, ездила с «Наполеоном» в карете – все выглядело совершенно органично.
- Где вы познакомились с супругом, можно спросить?
И. С.: На Бородинском поле. Он проводил здесь детские патриотические лагеря, привлекал реконструкторов. Встречались только в общих компаниях. Вечером после открытия лагеря, где я участвовала в конном котильоне, стоя на батарее Раевского, он спросил: «Пойдешь за меня замуж?»
- И вы сразу согласились?
И. С.: Не раздумывая!
- Чем же вас сразил человек, далекий от того окружения, к которому вы привыкли?
И. С.: Надежностью.
Возвращаясь после интервью с Ириной, я мысленно невольно проводила параллель между моей героиней и толстовской Наташей Ростовой. Помните одухотворенную прелестницу, пленившую сердце Андрея Болконского и Пьера Безухова? И какой она стала в 4-м томе «Войны и мира»: «Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью…Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся — то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него…Взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа, показалось бы ей так же странным, как украшать себя для того, чтобы быть самой собою довольной.
Украшать же себя для того, чтобы нравиться другим… было совершенно некогда…Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…Наташа не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных… Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятна, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше».
Надеюсь, для Ирины эта параллель не покажется обидной. Потому как меня лично она покорила своей ослепительной красотой, женственностью, эрудицией, личностной целостностью и душевным теплом. В какой бы роли она ни выступала!
С наступающим праздником, Ирочка!
С наступающим праздником всех наших любимых подписчиц!
Помните: вы прекрасны!
****
Материал цикла подготовлен специалистом отдела рекламы и общественных связей А. Ягудиной.

В этом альбоме собраны фотографии нашей героини женских историй.

https://vk.com/album-65744860_278061803