Сегодня я хочу начать с автопортрета. Я думаю, многие узнали в этом юноше Валентина Александровича Серова - замечательного русского живописца. Здесь ему примерно 20 лет. А в возрасте между двадцатью двумя и двадцатью тремя годами он совершил революцию в русской живописи. В 1887 году Валентин Серов создает портрет "Девочка с персиками", а в 1888 году пишет ещё один - "Девушка, освещённая солнцем".
Надо вспомнить, что это было время художников передвижнической эпохи, чьи центральные творческие проблемы связаны с духовной ситуацией в России. Картины этих живописцев часто посвящались гражданской скорби, показывая нищету и беды русского народа. Но если даже не говорить о сюжетах картин, а выстроить просто целый ряд передвижнических портретов, то в большинстве случаев - это трагические образы. Великие #портреты Перова: с растерзанной душой Достоевский и спившийся Мусоргский, "Неутешное горе" Крамского. Я могла бы нагрузить эту статью целой серией репродукций трагичных портретов, где очень много темного. Но вот таких радостных, светлых, чистых, полных солнца и счастья портретов у передвижников не было.
Однажды Анатолий Васильевич Луначарский, выступая как теоретик искусства, назвал выдающегося французского художника Ренуара "живописцем счастья". Серов здесь тоже "живописец счастья". Он создает особое настроение игрой солнечного света, свободной, стремительной и легкой манерой живописи. Нет ничего удивительного, что эти #картины прозвучали как некий счастливый колокол.
На самом деле, Валентин Серов работал над своими портретами невероятно трепетно и долго. Иногда он "мучил" моделей до 90 сеансов. Он сам сочинял композицию, указывал позу. Заказчик не мог ему ничего диктовать, кто бы он ни был. Серов был человеком жёсткого характера и никого не боялся. Безусловно, здесь надо привести знаменитый эпизод, описанный в "Мемуарах" князя Феликса Юсупова о том, как Серов писал государя-императора Николая II.
Во время сеансов императрица Александра Федоровна слишком суетилась и давала советы художнику: поднять подбородок, чуть-чуть повернуть. Валентин Серов слушал её слушал, а потом остановился и сказал: "Может быть Ваше Величество возьмёт палитру и допишет сама?" После чего императрица замолчала, тем более, что император намекнул ей не вмешиваться в работу мастера.
Портрет Николая II получился точным и вместе с тем очень "человечным". Серов видел необычайно пронзительно. Мне кажется, лучше всего об этом сказал критик Валерий Брюсов: "Портреты Серова - всегда суд над современниками... Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени."