Какие они, девушки, решившие связать свою жизнь с небом? Мы решили рассказать о девушках-пилотах, которые не побоялись освоить нелегкую мужскую профессию, и уверенно заняли места в кабине вертолета.
У каждой из них — своя история и свои мотивы, которые привели их в авиацию. Но всех объединяет любовь к свободе, которую можно почувствовать только в небе. Вот что рассказывают пилотессы АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» о стереотипах, которые они преодолели, и своих смелых мечтах.
Как начался ваш путь в авиации и появилась идея получить образование в сугубо мужской сфере?
Полина Болобонова, второй пилот Ми-8 летного отряда №2:
Я выросла в авиационной семье. Пилотов в роду не было, но все мои близкие родственники (мама, тетя, бабушка, дедушка) работали в «ЮТэйр». К дедушке в гости часто приходили коллеги, и после каждого семейного события мне все больше хотелось быть причастной к тому, что они рассказывали, обсуждали, о чем шутили или переживали. В 9-м классе я уже точно знала, что буду пилотом!
Диана Скурихина, второй пилот Ми-8 летного отряда №4:
В свое время я училась в школе частных пилотов, и мне очень нравилось летать. Поэтому и приняла решение поступить в училище и связать свою жизнь с авиацией.
Асия Кагина, командир воздушного судна AS 350 летного отряда №1:
Я прожила все свое детство в районе авиагородка в Омске. Тут же находились аэропорт и училище. Я всегда знала о «небесной профессии», и она всегда меня привлекала.
Мария Долгова, командир воздушного судна AS 350 летного отряда №1:
О возможности полетов я узнала, занимаясь в авиационном центре в своем родном городе Сузун Новосибирской области. Так и пришла в авиацию.
Где вы учились летному делу?
Полина Болобонова:
После окончания 11-го класса я поступила в Омский летно-технические колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского на специальность «пилот». Учиться было интересно, поэтому не сложно. Все ждали летной практики.
Диана Скурихина:
Я окончила Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского.
Асия Кагина:
Путь в авиации начался с поступления в Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского в 2013. В целом, учиться было не сложно, но над такими предметами, как электротехника и техническая механика, пришлось изрядно потрудиться.
Как воспринимают девушку-пилота коллеги и пассажиры? Были ли у вас какие-то интересные случаи?
Полина Болобонова:
Не забуду, как первый раз оказалась в Березово. С чемоданом, больше половины которого занимала зимняя форменная одежда, я думала: «Что меня там может ожидать?» Но около самолета меня встретил мой первый инструктор — Владимир Викторович Шишков, командир-инструктор воздушного судна Ми-8 лётного отряда №2 АЭ №5, который меня проводил в общежитие, помог освоиться на новом месте, познакомил с коллегами, и вскоре я уже отправилась в первый полет — по санитарному заданию. Так началась моя работа в авиакомпании. В эскадрилье меня приняли очень тепло. Я познакомилась со всем коллективом и поняла, что хочу здесь остаться.
Диана Скурихина:
Бывает, что коллеги относятся настороженно к молодым пилотам. Впрочем, это вполне понятно, ведь мы работаем не так давно, тем не менее, отношения в коллективе хорошие, предвзятого отношения ни разу не замечала, всегда стараются помочь, подсказать, научить. Пассажиры нередко шутят примерно так: «Ой, нас так трясло в полете. Должно быть, это вы, девушка, пилотировали?»
Асия Кагина:
С учетом того, что в России девушки-пилоты — довольно редкое явление, в основном все удивляются. У нас недавно был случай, когда мы вдвоем с Марией Долговой полетели за пассажиром. Когда пассажир подошел к вертолету и увидел, что в кабине сидят две девушки, у него был легкий шок. На минуту показалось, что он не сядет в вертолет.
В чем заключается работа вертолетчика?
Полина Болобонова:
Вертолетчик перевозит пассажиров, грузы, борется с лесными пожарами, летает в санитарные рейсы. И работа эта должна быть выполнена безопасно! В процессе работы я старалась и стараюсь перенять от командиров, старших наставников как можно больше знаний и умений. Командиры все разные и у каждого есть свои профессиональные секреты, которыми они охотно делятся. Например, мой закрепленный командир Алексей Юрьевич Чернятьев (командир воздушного судна Ми-8 лётного отряда №2 АЭ №5), с которым я отлетала первые 200 часов, рассказывал много теоретического материала, помогал в радиообмене. Дальше я стала летать и с другими командирами: Александром Леонтьевичем Данильчиком (Командиром-инструктором воздушного судна Ми-8 лётного отряда №2 АЭ №5). Он — всегда спокойный, уравновешенный и с огромным опытом, который объясняет и показывает нагляднее любого учебника. Игорь Владимирович Пылев — заместитель командира эскадрильи №5. Если попадаешь с ним в дежурство, то почти обязательно будут полеты, а не просто ожидание вылета. И, конечно, командир эскадрильи №5 Олег Викторович Шутов — строгий, но справедливый, настоящий руководитель.
Асия Кагина:
Мы летаем на легком однодвигательном вертолете Eurocopter AS 350. На сленге пилотов это воздушное судно часто называют «Аськой» или «летающей белкой» за его высокую скорость, маневренность и компактные размеры. Чаще всего мы вылетаем на аэровизуальные и аэросъемочные полеты, это когда облетчик с камерой осматривает нефте- или газопровод. А также мы занимаемся перевозкой пассажиров.
В АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» нет не-женских профессий. Девушки летают наравне с пилотами-мужчинами, смело берутся за ответственные задания, и всегда выполняют их быстро и безопасно. Уверены, число пилотесс в авиакомпании будет только расти!