Название «гудок » в первый момент наталкивает на мысль о каком-то духовом инструменте, но на самом деле гудок принадлежит к семейству струнных. В старину звучание струн называли на Руси гудением или гудьбой — отсюда и несколько неожиданное название инструмента, отдаленно напоминающего мандолину. На гудке играют коротким смычком, изогнутым в форме лука.
Восточные славяне знали гудок много столетий тому назад, его охотно использовали и профессиональные музыканты — скоморохи, и простой люд; в XVII— XVIII вв. гудок нередко звучал на придворных балах в Петербурге. Гудошники выступали соло и в ансамблях (нередко с гуслями), включающих инструменты трех регистров: гудочек (сопрано), гудок (альт) и гудище (бас). Именно такой ансамбль существовал при Потешной палате. В XIX в. гудок стал утрачивать свою популярность под натиском скрипки, и в начале XX в. в России уже не было ни одного экземпляра этого инструмента. Сохранились лишь описания и изображения, по которым удалось восстановить конструкцию гудка и создать усовершенствованный квартет, включающий дополнительный регистр, названный на древнерусский манер «гудило». Гудок и гудочек при игре вскидывались на плечо подобно скрипкам, гудило и гудище держали вертикально, опирая нижней частью корпуса о колено.
Некоторое время гудки вводились в состав оркестров народных инструментов, но довольно скоро вышли из употребления и, казалось, уже навсегда. Однако в начале 60-х годов К. Авксентьевский, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов в Челябинске, сделал попытку еще раз возродить практику игры на гудке. Его пример был подхвачен рядом других народных ансамблей
На сайте www.aliasort.ru для Вас очень много интересных статей. Заходите к нам на сайт!