Музыкант Adriano Celentano, Адриано Челентано.
Адриано Челентано - итальянский музыкант, киноактёр, эстрадный певец, кинорежиссёр, композитор, общественный деятель и телеведущий. В Италии за свою манеру двигаться на сцене получил прозвище "Molleggiato", что в переводе с итальянского "На пружинах".
На родине его часто называют "родоначальником новой эстрадной песни", "крёстным отцом итальянской молодёжной музыки". В таких броских эпитетах всегда есть доля преувеличения, но представить себе современную итальянскую песню без Адриано Челентано действительно невозможно. И дело не только в том, что много десятилетий он остаётся одним из самых популярных певцов. Ещё важнее то, что на протяжении многих лет имя Челентано остаётся синонимом постоянных поисков нового, отказа стоять на месте.
Челентано:
- "Мне на роду было написано стать музыкантом, в противном случае я посрамил бы славное имя, которым названа наша улица".
Он родился б января 1938 года в Милане, на улице, носящей имя великого немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Школу ему так и не удалось закончить. Уже в тринадцать лет Адриано начал зарабатывать на жизнь.
Его путь на эстраду был таким же, как у многих молодых певцов тех лет. Поначалу отсутствие всякого интереса к музыке, потом внезапное увлечение входившим в моду рок-н-роллом, и наконец, попытки попробовать собственные силы в этом жанре. Сначала он выступал перед друзьями сверстниками, затем перед публикой дешевых тратторий и баров на городских окраинах. В Италии таких певцов в те годы было множество, и Адриано почти нечем среди них не выделялся, разве что силой голоса и умением держаться на сцене.
Известность пришла к нему в 1958 году, когда он стал победителем на первом в Италии фестивале рок-н-ролла в портовом городе Анкона. Челентано удостаивается множества пышных титулов и получает возможность записываться на пластинке. И тем не менее, всерьёз его не принимают. В прессе Челентано называли "королём на одну неделю", газеты спорили о том, сколько месяцев он ещё продержится, и кто придёт ему на смену. И будь Челентано только лишь имитатором американских кумиров, исполнителей рок-н-ролла, пророчества эти, скорее всего сбылись бы.
Однако он недолго был подражателем, очень скоро Челентано начинает писать свои собственные песни, и среди них были, безусловно, удачные. Так, в 1959 году он исполняет песню "Бунтарь", ставшую знаменитой, и давшую название его аккомпанирующему ансамблю.
В 1961 году за песню "24000 поцелуев" удостаивается второй премии на фестивале в Сан-Ремо.
Ещё через год побеждает на песенном конкурсе "Кантаджиро" с песней "Ты далеко от меня".
Затем последовали успешные выступления в знаменитом парижском мюзик-холле "Олимпия".
Челентано создает новую фирму грамзаписи "Клан", постепенно собирает вокруг себя музыкантов, друзей юности и создает тот коллектив, с которым работает очень долго.
В эти же годы он начинает сотрудничать с композиторами Джино Сантерколе и Мики дель Прете, с поэтами Лучано Береттой и Данни Беске. В его песнях слышна и напевность неаполитанских вокальных пьес и сентиментальность городского романса.
Постепенно к Адриано Челентано приходит подлинная творческая зрелость. В 1966 году он выступает в Сан-Ремо с песней "Парень с улицы Глюка".
И вот что пишет рецензент газеты итальянских коммунистов "Унита" пишет о песни:
- "Это автобиография не только самого Адриано, но и сотен тысяч итальянцев целых двух поколений, которые, подобно родителям певца, выходцам из Апулии, были вынуждены бросить землю и крестьянский труд на разоренном юге и искать призрачное счастье на промышленном севере. Это рассказ о том, как наша действительность лишает человеке его корней, обезличивает его душу".
От песни "Парень с улицы Глюка" тянется нить к главным произведениям Челентано конца 1960-х годов. А именно к песням, похожим на народные притчи, к рассказам о тех проблемах, которые волнуют всю страну - о безработице и зверском истреблении природы, о горькой участи людей, не сумевших найти на родине куска хлеба и знающих по себе, как горько звучат слова иностранный рабочий, об Италии, охваченной кризисом, и о том, как тяжело живется человеку в окружающем его мире.
Повзрослев в профессиональной карьере музыканта Челентано стал работать медленно, вдумчиво, тщательно отделывая каждую песню. За десять лет с 1966 по 1976 года им записано всего около шестидесяти новых песен, а это значительно меньше, чем любой другой признанной звездой итальянской эстрады. И дело не только в том, что в своём творчестве Адриано стал куда серьезнее и требовательнее к себе, чем раньше, просто у музыки появился соперник под названием кино.
Кинематографическая карьера певца началась одновременно с первыми большими успехами на эстраде. Поначалу его приглашали играть по сути дела самого себя - модного певца, восходящую звезду молодёжной песни. Именно в таком образе и показан Адриано в своих первых картинах "Песни, песни, песни" 1959 года, "Молодая Европа" 1960 года.
В 1960 году Федерико Феллини ввёл его в один из эпизодов своей "Сладкой жизни" просто как характерную примету времени. Однако постепенно Челентано заинтересовал режиссёров и как драматический актёр. Его стали приглашать на роли, не имеющие никакого отношения к музыке. После фильмов: "Странный человек", "Большое ограбление в Милане", "Постоялец", "Серафино" - популярность Челентано как актёра стала соперничать с популярностью Челентано музыканта.
Знаменитый режиссёр Пьетро Джерми, создатель "Серафино", так отзывался о Челентано:
- "Создаваемый им образ сродни персонажам народной комедии, он простоват и лукав, наивен и мудр одновременно .В своей работе на экране он продолжает развивать характер героя своих песен, а главная сила в их народности. Он настолько уверенно работает на съёмочной площадке, так старается вникнуть во все стороны кинопроизводства, что мне кажется, он скоро сам станет режиссёром".
Джерми оказался прав. В 1975 году на экраны вышел фильм "Юппи-ду", вступительные титры которого были на редкость однообразны:
- сценарий А. Челентано
- музыка А. Челентано
- в главной роли А. Челентано
- режиссёр и продюсер А. Челентано"
В том же году этот фильм демонстрировался на Московском международном кинофестивале.
Но работа в кино и на телевидении оставляла всё меньше времени для музыки. И уже в 1967 году Адриано перестает выступать с концертами. Теперь его контакт с публикой ограничивается редкими появлениями на эстрадных фестивалях.
В 1968 году он занимает второе место в Сан-Ремо, а два года спустя, выступая в дуэте со своей женой Клаудией Мори, впервые становится победителем этого самого престижного в Италии песенного конкурса.
К концертной деятельности Адриано вернулся лишь в 1977 году, совершив большое турне по крупнейшим залам и стадионам Италии.
Тогда же Челентано немало удивил своих многочисленных поклонников, выпустив пластинку целиком выдержанную в традициях музыки направления "Disco".
И сам Адриано в интервью пояснил, почему именно он сменил направление своей музыки:
- "Диско" привлекает меня своей демократичностью, тем, что адресат этой музыки - это самые широкие массы молодёжи. Конечно, пока мы слышали значительно больше плохой диско-музыки, нежели хорошей. Всё зависит от того, насколько серьёзно и требовательно ты подходишь к работе над танцевальной музыкой. Результатами этого первого для меня опыта работы с новыми ритмами я, честно говоря, доволен".
Небольшая статья об Адриано Челентано из журнала "Кругозор", выпуск №4 за 1971 год:
Уже более пятнадцати лет Адриано Челентано в числе самых популярных эстрадных певцов Италии. Однажды, после очередной победы Адриано на крупнейшем исполнительском конкурсе в Сан-Ремо, корреспонденты обратились к нему с вопросом:
- "В чём секрет вашей популярности?"
- "Никогда не задумывался над этим. Возможно. если бы я знал какие-нибудь секреты, успех никогда бы не пришел ко мне".
Итак, Челентано - "Сеньор Буф", как его именует пресса, или просто Адриано, как по-свойски зовут его итальянцы в тратториях, автобусах, на улицах и площадях - везде, где распевают его песенки, вторя транзисторам, радуясь весёлой раскрепощённости мелодий, бесхитростной простоте знакомых каждому слов.
Челентано родился о январе 1938 года в Милане. Мальчишкой он работал в часовой мастерской у своего дяди и, возможно, остановил бы свой выбор на профессии часовщика, если бы не успех, выпавший на его долю в любительском спектакле-водевиле, где Адриано покорил зрителей умопомрачительным пародированием молодого в те годы певца Луи Прима, на которого был внешне похож. Его начали приглашать на самодеятельные конкурсы и в 1950 году он исполнил два своих первых шлягера.
С тех пор Адриано бессменно находится на авансцене итальянской эстрадной песни. Он выступает по телевидению, радио, снимается в кино. Федерико Фелини приглашает Челентано на одну из ролей в "Сладкой жизни". где певец сыграл простоватого молодого пастуха Серафино Флорина, картина демонстрировалась на одном из Московских международных кинофестивалей.
И хотя Челентано много работает в кино и даже сам поставил фильм, прежде всего он - певец. Его песни с годами всё серьёзнее.
Цитата Челентано:
- "Высший долг артиста - протестовать против несправедливости".