«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Мф. 6: 25).
Является ли забота о здоровье тела препятствием для спасения души? Является ли грехом использование косметических средств для православной христианки? Давайте разберёмся.
В последнее время появился культ заботы о здоровье физического тела и культ различных косметических процедур. Появились модные диеты, фитнес-клубы, косметические салоны и другие процедуры. Многие стали заботится о здоровье и красоте тела больше нежели о спасении души. Безусловно тело требует заботы о нём и пренебрегать заботой о теле нельзя, так как это нерукотворный храм Духа Святого. «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.» «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.» (Ин. 2: 19-22). «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.» (1-е Кор. 10: 30-31). Тело требует еды, одежды, лечения при необходимости. Другое дело, когда человек превращает заботу о своём теле в некий культ, начинает чрезмерно заботиться о нём, пресыщаться, чрезмерно холить и лелеять и т.д., забывая о своей душе и всё время посвящая здоровью тела. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.» (Исх. 20: 4-6). Физическое тело – тленно, а душа нетленна, но часто, люди забывают о главном, ведь нужно расставлять приоритеты и заботится о своей душе более нежели о теле. «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» (Рим. 13: 13-14). «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. (Флп. 3: 19). Христианская жизнь – это жизнь по Духу во Христе, не по плоти. «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святого». Преподобный Серафим Саровский. Святые отцы говорят: отдай плоть и приими Дух. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.» (Рим. 14: 17-19). В этом случае нужно избрать тот самый узкий путь, не уклоняясь ни на лево, в угождении плоти, ни направо, в чрезмерные подвиги, что может привести к болезни и чрезмерному истощению плоти, а это может повредить и душе. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.» (1-е Фес. 5: 23). Но нужно ставить приоритеты, и помнить, что наша цель стяжать Благодать Святого Духа, чтобы войти в жизнь вечную. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 8).
Тело живёт временно, это всего лишь прах. «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2: 7). Самая главная наша забота должна быть о внутреннем человеке. Некоторые даже идут на совершение грехов ради здоровья тела, когда болеют чем-то, обращаются к магам, колдунам, целителям, что категорически запрещено Библией. «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.» (Лев.19: 26). Стоит ли ради здоровья смертного тела, губить бессмертную душу? Обращаться к врачам конечно грехом не является. Но если врачи не помогают, по учению святых отцов терпеливое перенесение болезни с благодарностью Богу вменяется человеку в праведность и возможно даже выше подвигов перед Богом. Есть и положительные моменты в этом случае. Человек может посвятить всё своё время общению с Богом и покаянию. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.» (2-е Кор. 4: 16-18). «Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1-Петра 4: 1-2).
По поводу использования косметических средств и модных нарядов Священное Писание и святые отцы не рекомендуют использование косметики и украшений. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1-Петра 3: 3-4). На первый взгляд, что плохого в том, что девушка пользуется косметикой и украшает себя? Священное Писание и святые отцы объясняют, что здесь обнаруживаются страсти, такие как гордость, тщеславие, желание произвести впечатление на мужчин, что может привести к греху. «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.» (Мф. 5: 28). «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.» (Исаия 3: 16-23). А вот что пишет Святитель Григорий Богослов: «Тот, кто пользуется косметикой, свое лицо превращает в личину. Лицо женщины, которая пользуется косметикой, становится маской. Это фальшь и искусственность. Мы с вами любим настоящие живые цветы и, конечно, знаем: пластмассовые цветы – подделка. То же самое можно сказать и про пользование косметикой. Святые отцы говорят: женщины, использующие косметику, уподобляются распутным женщинам легкого поведения, которые делают это для того, чтобы соблазнять мужчин.» «Отчего, скажи мне, ты прибавляешь на себя нечто к тому, что создано совершенным от Бога? Неужели для тебя мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшей художницей, принимаешься исправить дело Божие? Этого ты не имеешь в виду, но ты, украшая себя, наносишь оскорбление Творцу для того, чтобы привлечь к себе бесчисленных любовников». Святитель Иоанн Златоуст. Также это часто ставится в приоритет и девушка забывает о главном о заботе о своём внутреннем человеке, о своей душе. Вот её-то как раз нужно украшать различными добродетелями: терпением, состраданием, любовью, смирением и другими, потому что именно в этой одежде мы предстанем перед Творцом и если не будет на нас брачной одежды, то мы не сможем войти в Небесный Чертог на брачный пир. «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»; ибо много званых, а мало избранных.» (Мф. 22: 11-13). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22-23). Поэтому, мы, христиане, просим Господа: «Ри́зу ми́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том я́ко ри́зою, многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.»
«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит. 31: 30-31).
«Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.» (Псалом 44: 14-16).