Найти тему
Литература и ветер

Темы и примеры сочинений в формате ЕГЭ по комедии "Горе от ума" (задания 5, 6, 12)

Чацкий
(после некоторого молчания)
Не образумлюсь... виноват,
       И слушаю, не понимаю,
Как будто всё еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями... чего-то ожидаю.
(С жаром.)
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
       Был расточитель нежных слов!
А вы! О боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
    Зачем меня надеждой завлекли?
       Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?
       Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — всё противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
       И перед тем, как навсегда расстаться,
       Не стал бы очень добираться,
    Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо.)
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
    Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, суда́рь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
    Другой найдется благонравный,
    Низкопоклонник и делец,
    Достоинствами наконец
    Он будущему тестю равный.
    Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
       Теперь не худо б было сряду
    На дочь и на отца
       И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
    Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
       Карету мне, карету!
(Уезжает.)

5. Какие изменения во внутреннем мире Чацкого происходят в финале комедии?

Если сначала Чацкий надеялся, что Софья не утратила чувства и ответит ему взаимностью, то в финале во внутреннем мире персонажа происходят изменения. Главный герой неприятно удивлен открывшейся правдой, растерян, отрезвлен и разочарован: "Слепец! в ком я искал награду всех трудов! // Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко". Чацкий разуверяется в любви Софьи и готов расстаться с согревавшей его душу мечтой: "Довольно!.. с вами я горжусь своим разрывом", "Так! отрезвился я сполна, // Мечтанья с глаз долой - и спала пелена..."

Если прежде главный герой находил в себе силы спокойно противостоять фамусовскому обществу, высмеивая его пороки, то теперь персонаж ощущает, что всеми гоним, предан. Он испытывает муки от оскорбления и готов "на весь мир излить всю жёлчь и всю досаду": "...Куда меня закинула судьба! // Все гонят! все клянут! Мучителей толпа..." Чацкий принимает решение больше не иметь дела с московским обществом: "Пойду искать по свету, // Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!"

6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показан конфликт личности и общества. В чем схоже (или чем различается) изображение столкновения личности и общества в этом произведении и в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Конфликт личности и общества показан, например, в драме А. Н. Островского "Гроза". С драмой "Гроза" комедию "Горе от ума" сближают острота конфликта, искренность чувств и одиночество главных героев.

"Горячая", стремящаяся к естественному проявлению чувства Катерина Кабанова полностью отвергнута известным своими «жестокими нравами» купеческим миром за измену мужу. Во время грозы и встречи с полусумасшедшей барыней честная и совестливая героиня не может не признаться в своем грехе перед Богом, мужем Тихоном и матерью мужа купчихой Кабанихой. О безвыходном положении Катерины ее возлюбленный Борис говорит, что у Бога только одного надо просить: чтобы Катерина умерла поскорее и не мучилась. Бездушие, эгоизм, косность, узкие интересы и невежество окружающих приводят героиню к самоубийству.

Как и Катерина, Чацкий отвергнут обществом и идет на полный разрыв со средой. Изначально герой осознает, что не найдет понимания в московском высшем свете, но говорит, что его «ум с сердцем не в ладу», потому что искренне любит Софью, ради которой и приезжает, проявляет живые чувства. В результате того, что Чацкий в своих монологах горячо и справедливо критикует «век минувший» с его покорностью, страхом, «личиной усердия к царю», «раболепством», чинопочитанием, жестокостью крепостного права, «пустым, рабским, слепым подражаньем» всему иностранному, Софья распространяет слух, что молодой человек «не в своем уме», и все гости Фамусова охотно верят этой новости и передают ее друг другу. Отвергая устои, согласно которым живут Фамусов, Скалозуб, Хлёстова, Молчалин, Загорецкий, Репетилов и другие светские люди, в развязке Чацкий вынужден покинуть Москву, произнеся разоблачительный монолог.

Задание 12. Примерные темы сочинений

12.1

1. Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая своего места в жизни?

2. В чем своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом?

3. Является ли Чацкий романтическим героем?

4. Почему Чацкий так трагически одинок?

5. Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

6. В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

7. Почему Софья, героиня комедии Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, «девушка, сама неглупая, предпочла дурака умному человеку»?

8. В чем значение образа Молчалина?

9. Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»?

10. Почему в комедии «Горе от ума» Грибоедова так много второстепенных персонажей?

11. Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А. С. Пушкин считал язык комедии?

12. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя?

12.5

1. Какие советы Вы бы дали режиссеру, взявшемуся за постановку пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума"?

2. Какие рекомендации Вы дадите исполнителю роли Чацкого в театральной постановке "Горе от ума"?

12. Является ли Чацкий романтическим героем?

Как и направление романтизм, образ романтического героя пользовался популярностью в литературе начала 1820-х годов, когда создавалась комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». С образом романтического героя были связаны мотивы одиночества, разочарования, бегства, странничества, вольнолюбивые мотивы. Не понятый окружающими персонаж порывал с двойной моралью общественных приличий, стремился мыслить свободно. Это был странник, достаточно изучивший людей и их нравы, чтобы почувствовать скуку, продолжавший путешествовать по миру в поиске новых впечатлений и открытий.

Мне кажется, романтический образ героя Байрона прижился на русской почве еще и потому, что помогал выразить недовольство передовых представителей русского общества социальной действительностью, их мечты о свободе, «вольности святой». Примером может служить гражданская лирика молодого А. С. Пушкина - его стихотворения «К Чаадаеву», «Узник».

С одной стороны, образ Александра Андреича Чацкого вбирает в себя отличительные черты романтического героя. Это человек незаурядного, острого, критически настроенного ума. Вспомним, что говорится о судьбе героя в экспозиции. Чацкий ощутил скуку в московском обществе и покинул его. Карьера государственного чиновника персонажа Грибоедова также не привлекла, потому что не отвечала его нравственным принципам.

Александр Андреич возвращается в Москву после трех лет странствий. Конфликт комедии строится на том, что одинокий герой вступает в столкновение с многочисленным фамусовским обществом. Чацкий отстаивает свое мнение и высмеивает типичные социальные пороки, что и определяет проблематику пьесы. В произведении поднимаются проблемы жестокости крепостного права, чинопочитания, засилья иностранной моды. Как следствие, за свои «опасные» мысли молодой человек объявлен сумасшедшим и окончательно изгнан из московского света. Он испытывает внешнее поражение и «мильон терзаний».

С другой стороны, в репликах Чацкого А. С. Грибоедов изображает настолько объективную и полную картину российской действительности, что нет сомнения: перед нами реалистическое произведение с ярко выраженной социальной проблематикой и герой реализма. Взгляды персонажа помогают раскрыть его монологи. Именно Чацкий с негодованием упоминает о целом ряде внесценических персонажей - типичных представителей московского общества: помещика, выменявшего на своих крепостных «борзые три собаки», любителя театра, отобравшего детей у родителей, а затем продавшего юных актеров поодиночке, французика из Бордо, ставшего в Москве настоящим «царьком». У большинства дворян главный герой отмечает отсутствие способности мыслить независимо, жить согласно принципу чести. Он противопоставляет себя привыкшему мириться с подлостью большинству: «Служить бы рад - прислуживаться тошно».

Несмотря на то что внешне Чацкий напоминает романтического героя и его образ - дань традициям классицизма и романтизма, внутреннее наполнение образа реалистическое. Именно благодаря реализму комедия «Горе от ума» продолжает привлекать читателя остротой сатиры, живым языком и современным звучанием.

Читайте также

Комедия "Горе от ума": история создания, реализм, жанр, сюжет, два конфликта

Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

"Ум с сердцем не в ладу": Чацкий как "лишний человек" с неубитыми чувствами (часть 1)

"Ум с сердцем не в ладу": Чацкий как "лишний человек" с неубитыми чувствами (часть 2)

"Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца": образ Фамусова

"Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы прИдали ему?": образы Молчалина и Софьи

Московское общество в комедии "Горе от ума". Часть 1. Карьеризм, недобросовестность, матриархат

Московское общество в комедии "Горе от ума". Часть 2. Эпигонство, душевная глухота, охота за женихами и матриархат

"Горе от ума": два типа внесценических персонажей

"Горе от ума": проблематика, содержание, художественные приемы

"Горе от ума": вопросы для самопроверки и авторский тест в формате ЕГЭ

Критический этюд Гончарова "Мильон терзаний". Помните основные идеи?

_________

Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!