Сегодня у нас на повестке поворотный момент игры, тот самый, где Джоэла настигает возмездие. Сразу скажу, что считаю сцену отличной и займусь деталями.
Джоэл, Томми и Эбби на лошадях прорываются сквозь орду заражённых и попадают на территорию особняка Болдуинов. Друзья Эбби закрывают ворота и уничтожают ту часть орды, что подобралась к их убежищу.
Джоэл и Томми знакомятся со своими спасителями, заводится доверительная беседа, в ходе которой Джоэл представляется. Повисает мёртвая тишина, растёт напряжение, появляется Эбби с дробовиком и простреливает Джоэлу ногу. Не успевает Томми оказать сопротивление, как его вырубают, а раненого Джоэла тащат к стене. Эбби целится в него, но решает растянуть казнь. Вооружившись клюшкой для гольфа, она начинает избиение.
Пытка Джоэла продолжается так долго, что за это время Элли успевает отыскать особняк. Идя на звуки, она натыкается на извергов, но спасти Джоэла ей не удаётся, так как схватывают и её. Элли сперва угрожает ублюдкам, затем, осознав своё бессилие, начинает умолять. Но ненависть Эбби настолько сильна, что она не слышит, она желает продолжать избиение, даже зная, что в любую секунду может нагрянуть подкрепление из Джексона. Оуэн убеждает её заканчивать, Эбби заносит клюшку и разбивает Джоэлу голову. Главный герой первой игры погибает.
У Элли случается истерика, за которой она не замечает, как чужаки обсуждают её судьбу. Одни хотят убрать свидетелей, другие зла им не желают. Оуэн отговаривает товарищей от лишней мокрухи, Элли вырубают, и сцена заканчивается.
Что можно сказать по итогу? Я вижу некоторую театральность эпизода, вижу ряд совпадений и условностей, но считаю их настолько незначительными, что записывать в минус не хочу. Чтобы вы понимали, главным недостатком сцены я считаю выбранное орудие пытки. У меня не получается воспринимать клюшку как серьёзное оружие, она ассоциируется с миссией в гольф-клубе из Vice City (а игра, согласитесь, комедийная). Биту, молоток, возможно, даже кочергу в руках Эбби мне было бы проще принять.
Но у людей масса претензий к каждой секунде этого эпизода, так что дальше я постараюсь объяснить, почему считаю одни «огрехи» незначительными, а другие попросту надуманными.
Начал я ещё в предыдущей статье, где разъяснил, как так вышло, что Эбби вообще наткнулась на Джоэла и Томми. Элемент удачи в той встрече был, но это не тот случай, когда событие случилось из ничего. Далее следует момент, где Томми с Джоэлом соглашаются укрыться в особняке с друзьями Эбби, что тоже, по мнению некоторых, выглядит глупо. У меня сразу несколько возражений:
- Томми предлагает баррикадироваться или бежать, так что альтернативы обсуждаются, и особняк Болдуинов не звучит как единственный вариант;
- Заражённые напирают со всех сторон, так что времени долго думать у героев нет;
- Эбби несколько раз выручила Джоэла и Томми, так что заслужила определённое доверие;
- Джоэл с Томми узнают место, куда ведёт их Эбби, так что для них это не какая-то гиблая дыра.
Ничего не предполагает, что их заманивают в ловушку. Так что решение, особенно в экстремальной ситуации, выглядит вполне разумным. В самом особняке друзья Эбби спасают гостей от заражённых, а затем предлагают им кров, общаются дружелюбно. Даже там видно, что первое время Джоэл с Томми держаться в стороне, выглядят зажато, их голоса приглушены.
Но незнакомцы предлагают им помощь с лошадьми, располагают к общению. Да, контакт налаживается быстро, что я считаю лишь плюсом. В сцене, где во главу угла поставлена казнь Джоэла томительная подводка неуместна, так мы уже предугадываем исход. Нагнетать напряжение и мучить игроков неведением было бы неправильно – намерения Эбби уже раскрыты, и её атаку следует делать незамедлительной.
Могла ли данная сцена вообще не состояться? Так ли силён фактор совпадения? Я не думаю. У Эбби был план схватить заложников из числа патрульных и выманить с помощью них Джоэла из города. Не думаю, что Джоэл стал бы отсиживаться за стенами, когда из-за него пытают людей и требует скакать к особняку безоружным. Такой вариант обсуждался, что хорошо работает на идею того, что живым бы Джоэл из этой ситуации не выбрался. Эбби настолько решительна и бескомпромиссна, что добилась бы своего. Орда и встреча с братьями лишь позволили претворить в жизнь самый жестокий вариант расправы.
Другой вопрос, почему Джоэл с Томми поскакали в особняк? Люди игнорируют тот факт, что ситуация была безвыходной, о чём персонажи сами сказали.
Народ предпочёл напирать на то, что Джоэл – безупречный выживальщик и никому не доверяет. Что, разумеется, неправда. Где это Джоэл предстаёт перед нами таким матёрым и осторожным? Видимо, в тех сценах, где:
Это ваш Бог Выживания? Джоэл совершил кучу ошибок, но лишь волей сценаристов избежал бесславной кончины. Но есть и другое заблуждение, имя которому "Джоэл никому не доверяет". Вот наглядная иллюстрация на данную тему:
Ни единому человеку не доверяет - доказано!
Можно придраться к тому, что Джоэл выходит на середину комнаты, но это элемент той самой театральщины, о которой я говорил. Всего лишь попытка выставить красивый кадр. Находись Джоэл у стены или в углу комнаты, сильно бы это изменило результат? Да, в этом моменте Томми игнорирует Эбби с дробовиком в руках, хотя смотрит примерно в её сторону. Это очевидный ляп, который, впрочем, незначительный. Его легко списать на то, что Томми отвлёкся на людей слева и справа от себя, либо просто не успел ничего сделать - события развивались стремительно. Да и отреагируй он и выхвати оружие, в таком окружении ничего бы исправить уже не получилось бы.
Но я упустил момент, когда Джоэл назвал своё имя. Зачем он это сделал? Он же знает, что его ищут враги! А что бы изменилось, если бы он смолчал или назвался бы иначе? Случилось бы следующее:
И возникает другой вопрос: а почему авторы решили пойти именно на такое развитие событий? Почему убили Джоэла? Не было ли это сливом персонажа? Не хотел ли Дракманн плюнуть в лицо фанатам первой части?
Простите, но если вы считаете, что Джоэл не заслужил подобного возмездия, то никакой вы не фанат первой части. Фанатик – возможно, но не фанат. Джоэл был мразью и преступником, он лишил «Цикад» смысла существования, а человечество, возможно, лишил шанса на спасение. Какой исход вы пророчили такому персонажу? Безнаказанную счастливую старость, только потому что этот маньяк харизматичный?
Вспоминая финальную сцену первой части, ту секунду, когда включилась музыка Густаво Сантаолалья, я слышал не гитарные партии, я слышал фразу "Ему воздастся". Откровения Элли, ложь самого Джоэла, память о недобитых цикадах – всё это с кристальной чёткостью говорило о том, что Джоэл поплатится самым жестоким образом.
Всплывала информация, что Джоэлу хотели прописать любовную линию во второй части. Я рад, что этого не случилось, что авторы оставили единственную его незаконченную сюжетную ветку – получить по заслугам. Мне тоже было мерзко от того, что я видел, меня корёжило от этого зверства, но это вполне в духе мира игры, а главное – вызывает у нас лютую ненависть к Эбби, что становится главной фигурой в сюжете игры.
Умирает Джоэл с достоинством, на какое только способен, учитывая обстоятельства. С простреленной ногой он дерзит Эбби в лицо, не плачет над своей раной, а переживает за брата, не умоляет о пощаде, кричит от боли, но не просит сжалиться. Да, героического самопожертвования не случилось, смерть героя ощущается чрезмерной, но я в упор не вижу наплевательского отношения к Джоэлу, о котором все говорят. Позже я ещё буду освещать «слив» персонажа, но пока подытожу, что перед нами предстало шокирующее, но закономерное убийство в духе Игры Престолов.
И всё это на глазах Элли. Девушка появляется в тот момент, когда толпа заражённых куда-то разбредается, дабы не мешать её прощальной встрече с Джоэлом. Изменчивая плотность орды выглядит искусственно, согласен. К слову, некоторые вообще жалуются, мол, почему заражённые взялись так внезапно, почему разведка их не заметила? Разведка их заметила… Джоэл и Томми были той разведкой.
Тем не менее, Элли пробирается в дом, изучает комнаты (Кстати, в этот момент можно ходить по особняку и палить из всех стволов – бригада Эбби не услышит). Элли заглядывает в комнату, где избивают Джоэла, и, естественно, очень глупо шагает внутрь комнаты. Ведь любой бы в такой ситуации действовал тактически грамотно и стрелял молниеносно. Когда родного тебе человека забивают насмерть, нет причин поддаться панике и совершить ошибку.
Элли скручивают, Оуэн настаивает на том, чтобы Эбби заканчивала, и это ненавистное нам животное наносит последний удар. На труп Джоэла плюёт похожий на Дракманна Менни (мексиканец, похожий на еврея разве что причёской). Мир Элли рушится, она рыдает и даже не слышит, как решается её судьба.
Суровой критике подвергся тот факт, что залётные убийцы не стали устранять свидетелей. Да, это условность, без которой сюжет не случился бы. Но она вполне годно объяснена: у чужаков нет единого мнения на сей счёт, некоторые желают прикончить Элли и Томми, и останавливают их только Оуэн и Эбби – лидеры группы, один из которых миролюбивый идеалист, а вторая находится в таком состоянии, что принимать разумные решения не способна. Ситуация напряжённая, а актёры отлично отыгрывают неоднозначность момента. Но чужаки щадят главную героиню, благо живут они в крепости с кучей оружия. Боятся они реднеков с винтовками.
Существуют и совсем мелкие претензии, вроде той, что "Как в карательной операции могли принять участие два врача?". Как будто врачам купируют жажду мщения, а клятва Гиппократа - это что-то сродни трём законам робототехники.
Подводя итог, могу сказать, что сцена поставлена несколько картинно, но очень впечатляюще, актёрские работы отличные, концентрация совпадений и условностей несильно отличается от таковой в 90% художественных произведений, а накал страстей сглаживает ряд шероховатостей. Финал Джоэла вполне закономерный и, возможно, даже заслуженный, а его гибель прекрасно мотивирует игроков мстить.
Одна из лучших сцен в игре.
К сожалению, дальнейшие события не держат столь высокую планку. Ничего кошмарного не случается, но к продолжительной середине игры у меня масса претензий, о которых вы узнаете в следующих статьях. А пока почёт тем, кто подписывается, уважение ставящим лайки и респект прочим читателям. Интересно, с чего вдруг я такой дерзкий взялся за сюжеты пояснять? Заглядывайте в группу ВК, где можете ознакомиться и с моим творчеством.
Всем мир.