О воспитании сегодня говорят много. А вот, что я слышала от моей бабушки.
Бабушка моя родилась в 1911 году, и была младшим ребёнком. В семье было одиннадцать детей. Первая жена деда Антона умерла от родов. Уже имея двоих сыновей и двух дочек, вдовец женился во второй раз. И в этом браке, год по году, появились ещё семеро детей, причём, все девочки.
Семья была большая, но для того времени это не было редкостью. Был дом, хозяйство, земельный надел. Отец в доме был полновластным хозяином. Дети называли его "батька" и строго на "вы".
Наёмных батраков отец не брал. Парней было лишь двое, поэтому вся мужская работа ложилась на них. Ослушаться родителя было нельзя.
У каждого члена семьи были свои обязанности. Старшие работали в поле. Пахали, сеяли, собирали урожай, косили траву для скотины. Средние дети занимались огородом и домом. А у младшей, моей бабушки Нины, уже с пяти лет появилась своя обязанность. Она должна была пасти гусей.
Девочка вставала ранним утром, умывалась, брала с собой нехитрый завтрак и выгоняла птицу на речку. Привычка просыпаться в 5 утра сохранилась у неё на всю жизнь.
Семейный уклад был очень строгим. Дед Антон не терпел непослушания. Дети знали, что слово отца-закон. Ни капризов, ни препирательства. Главным орудием воспитания был кнут, который всегда висел на стене, на видном месте в доме. Кнут этот применялся редко, висел больше для устрашения. Но и тех случаев, когда он применялся, было достаточно, чтобы дети знали, что с отцом шутить нельзя.
Был такой случай. Как-то один из старших братьев решил попробовать курить. Сестры говорили ему: "Арсен, брось, не надо. Вдруг, батька узнает". Но Арсен все-таки иногда курил тайком. Каким-то образом отец, конечно, узнал об этом. Он очень рассердился и приказал кому-то из детей позвать к нему сына. Арсен пришёл. Батька, ни слова не говоря, потянутся к стене за кнутом. Увидев это, парень упал в обморок.
Как и в любой семье, дети, бывало, ссорились. Но до криков и драки эти ссоры старались не доводить. Зная, что отец где-то рядом, говорили друг другу: "Тише, тише! Батька идёт!" Но если ссора все-таки выходила из-под контроля, и отец видел её, то никогда не разбирался, кто прав, кто виноват. Брал со стены кнут, и тогда уж попадало всем, без разбора. Поэтому ссоры между детьми если и были, то улаживались быстро и своими силами.
Семья Шпычко в деревне считалась зажиточной. Хотя в доме была всего лишь одна кровать, для отца. Дети же спали на полу, на соломе. Но трудолюбие и строго организованный быт давали семье достаток. Дети не голодали. Все были одеты и накормлены.
Девочки умели делать все. Прясть, ткать, шить, вязать, вышивать, готовить. При этом были красивыми. И сваты этот дом не обходили. Когда в других семьях подрастали женихи, их матери говорили: "Засватаем Шпычко. У них все девки хорошие и работящие". Мою бабушку выдали замуж в 16 лет. Мужем ей стал плотник из соседней деревни, 18-летний Пётр.
Бабушка Нина имела два класса образования. Писала медленно, с ошибками, читала по слогам. Но при этом всегда держалась с достоинством, обладала природной тактом и была большой умницей. Помню до сих пор, что если она слышала около себя нецензурную брань, всегда пресекала это. Говорила: "Как не стыдно! Какие вы некультурные!" Люди любили и уважали её за ум и доброту.
Вспоминая эти рассказы, я невольно сравниваю то время с тем, что происходит сейчас. Когда многие родители вместо того, чтобы готовить детей к самостоятельной жизни, к труду и ответственности, просто слепо служат им, делая за них их работу.
Дети растут, не понимая, почему нужно уважать старших, почему нельзя им грубить. Как правило, результаты такого воспитания не заставляют себя ждать.
Не берусь дальше анализировать ситуацию и, тем более, оценивать её. Все, о чем написала, я слышала лично и ничего не придумала. Ведь где сейчас можно встретить людей 1911 года рождения? К сожалению, уже нигде. Поколения сменяются, и это закон жизни.
Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.