Найти тему
Околокнижная жизнь

Живая очередь и персонажи без души: критика Горького

Оглавление

Одной из областей литературного творчества можно смело назвать литературную критику. Люди, избравшие эту деятельность не злы и не завистливы, и критикуют не потому, что "сами ничего не добились" (цитаты из комментариев).

Литературные критики занимаются толкованием и оценкой литературных произведений. Их интересует актуальность текста, выявление общих принципов направления. Критики всегда имели влияние на общественное сознание: могли осудить или похвалить автора, рекомендовать его или освистать. Самых известных литературных критиков многие из нас прочли еще в школе. Помните Добролюбова, "Луч света в темном царстве"? Корней Иванович Чуковский тоже был критиком. В этой статье мы поговорим о его статье "Две души, посвященной Максиму Горькому.

Ранние произведения Максима Горького не критиковал только ленивый. Тексты, полные юношеского максимализма, не были благосклонно приняты читающей элитой.

Говорят, будто Толстой, читая ранние произведения Горького, отмечал на полях :
— Отвратительно.
— Фальшиво ужасно.
— Какая фальшь.
— Гадко.
— Очень гадко.
И только один раз написал: «Хорошо».

О каком максимализме идет речь? О том, что в ранних произведениях стороны только две. Черное и белое. Рожден летать или ползать. Буревестник гордо реет над морем во время грозы, в то время как пингвин прячет свое тело в утесах. Я помню свои первые, еще школьные ощущения, во время прочтения этих произведений. Когда автор презирает ужа и пингвина и недвусмысленно призывает быть такими как сокол и буревестник. И это рождало во мне недоумение: неужели быть безумно храбрым и жить ради битвы лучше, чем желать безопасности и заботиться о себе? Это были мои первые впечатления (и я буду очень рада, если вы поделитесь своими).

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

Уже во взрослом возрасте я прочла "Две души М.Горького", и ощутила на себе ценность критики. Лично для меня такие статьи - это диалог. Возможность встретить мысли созвучные моим, или наоборот отличные от моих. Возможность получить знание о том, сколько важных смыслов было мной не считано. Но самый ценный урок для меня - это факт, что писатель тоже человек. Он тоже мог заблуждаться, верить во что-то иное, или вкладывать в уста своих персонажей слова, которые сам бы не произнес. Или писатель мог проделать огромный творческий путь и перерасти свои ранние произведения. Таким писателем и был Максим Горький.

Самым первым действительно стоящим произведением Корней Иванович называет повесть Детство

Этой повестью Чуковский действительно восторгается, называет ее веселой (об этом отдельная статья, ссылка внизу).

В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчёлы, мёд своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мёд этот бывал грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мёд.
В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчёлы, мёд своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мёд этот бывал грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мёд.

А вот в других его поздних произведениях обнаруживается новая проблема:,

Огромное количество персонажей.

Чуковский называет их живой очередью. Двумя тремя яркими мазками Горький наделяет каждого из них живописной внешностью. За этими красками могло бы скрываться что-то большее, выросшее в самостоятельную историю, переплетенную с линией главных героев. Но нет. Горький дает нам яркое описание и идет дальше, выдергивая из очереди следующего человека. Чуковский насчитал минимум 87 персонажей (потом сбился со счета) в повести "В людях".

Вы можете возразить мне: "Живя в эпоху войн и революций Горький вполне мог писать о толпе - о сплоченных народных массах". Мог. И это было бы логично. Но он не писал о толпе. Горький писал о целой веренице одиночек. Посвящал каждому по минуте и заслонял его следующим.

Без души

Корней Иванович приводит примеры из «Исповеди»:

— Наблудил в душе, как козел...
— Как плугом вспахал душу мне...
— Словно больной зуб в душе моей пошатывает.
— Я в душе моей всякий древний бурьян без успеха полол.
-4

Максим Горький был далек от изображения процессов душевной жизни. Чтобы подчеркнуть эту особенность Горького, Чуковский приводит в пример произведения Льва Николаевича Толстого:

Представьте себе, что Толстой сказал бы про Анну Каренину: «мысли ее были как тараканы за печкой», или «в душе у нее молотили овес», — и представить себе не можете, именно потому, что вы непосредственно ощущаете эту душу, как вашу собственную, — какие же здесь тараканы и козлы?

Души, описываемые Горьким, не живут, они красуются. Как Данко, вырвавший сердце из груди: блеснул во тьме и снова пропал. Нет роста, движения, развития. Зато есть эффектное освещение.

Объекты для изображения душ совершенно статичны, а потому делать с ними Горькому решительно нечего. Поэтому объекты его писательской любви постоянно нужны новые, свеженькие. Как в автобиографических повестях, где он ходит по Украйне, ходит по Кубани, ходит по Крыму и все ищет, кого бы ему полюбить. Но когда хоть на минуту полюбит, — идет дальше в поисках чего-то нового. Как сказал про него Корней Иванович, имея ввиду отношение Горького к своим героям:

Вечный прохожий, без долгих привязанностей.

Эта фраза (как и вся статья), относится лишь к творчеству Горького. Каким человеком он был в жизни, мы узнаем в следующей статье.

О критике повести Детство можно прочесть здесь.

Если вам понравилась статья и вы ждете продолжения - ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить. Буду рада вашим комментариям по теме.