***
Несколько лет назад, работая в колледже с практически взрослыми людьми, решила поинтересоваться, знают ли они, кого рисуют на занятиях по рисунку (речь о гипсовых слепках Давида, Гомера, Вольтера, Гатамелатты и т.д.). Выяснилось, что знают мало и о самих персонах, и об авторах скульптур. В процессе рисования "перебрали" все стоящие в кабинете головы, поговорили об авторах и о роде занятий изображённых, урок близился к концу, как вдруг одна из студенток, резюмируя информацию, поинтересовалась:
-Ну хорошо, Вольтер - философ, Гомер - писатель, а Аполлон кто - просто бог?
***
В несколько ином виде ситуация повторилась спустя много лет с совершенно другой аудиторией. Дети, учащиеся начальной школы, всегда с интересом разглядывали гипсовые головы и фигуры, стоящие на шкафах в кабинете. Спрашивали, зачем они здесь, кто их рисует и т.д. Однажды наиболее любознательная девочка спросила:
-А кто все эти люди?
Остальные тоже заинтересовались, и я стала рассказывать про Аполлона, обрубовку Дюрера, Гудона, про Гатамелатту и Данателло. Постепенно дело дошло до рассказа о том, как Микеланджело тайно изучал трупы, рискуя свободой, а то и жизнью. Было видно, что мой рассказ их заинтересовал, вопросы сыпались один за другим. Постепенно мы углубились аж в период каменного века и стали обсуждать изображения животных на стенах пещер. Маленькие слушатели соображали очень быстро и сами догадались, что раз первобытный человек охотился на бизонов и мамонтов, то и строение их тел знал очень хорошо и, соответсвенно, мог их вполне реалистично нарисовать.
Видно было, что им интересно, но занятие завершилось, ребята собрались и разошлись по домам.
Спустя неделю одна из присутствовавших при разговоре девочек, выполняя задание, спросила:
-А вы расскажете нам историю?
Я удивилась:
-Какую историю?
-Ну, про всех этих... (окидывая взглядом кабинет) ...мужиков...