В этой статье будут объяснены базовые основы музыкальной теории, а также, какое отношение имеют эти основы к грифу гитары. Для начала остановимся на том, что могут дать вам знания теории музыки. Если вы хотите просто исполнять свои любимые произведения, то достаточно будет табулатур. Если же вы хотите научиться самостоятельно строить любые аккорды в любой аппликатуре, успешно импровизировать в любой тональности, играть партии соло в той аппликатуре, в которой вам нравится (одну и ту же мелодию можно сыграть разными способами), выбираю такую аппликатуру, в которой вы сможете наилучшим образом реализовать свой технический потенциал. Кроме перечисленных выше, перед вами откроется еще масса других возможностей. А теперь приступим.
Существует семь основных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты записываются на нотном стане, как между линиями, так и на них.
От расположения ноты на нотном стане зависит ее название и высота звука. Чем звук выше (тоньше), тем выше нота на нотном стане. Также соответствие названия ноты и ее места на нотном стане зависит от ключа, который ставится в самом начале нотной записи. Существует несколько видов музыкальных ключей, не будет вдаваться в подробности, скажем лишь, что гитаристу нужен ключ соль, называемый также скрипичным. Кроме семи основных звуков, здесь есть еще один звук до. Почему первый и восьмой звук имеют одинаковое название, но они по-разному записаны на нотном стане? Все просто, интервал между этими звуками называется «октава». Все звуки, имеющие одинаковые названия расположены, через октаву, либо через несколько октав. Девятая и десятая ноты изображены с диезом и бемолем соответственно. Диез повышает звук, перед которым стоит, на пол тона (один лад на гитаре), а бемоль понижает (то есть вы сдвигаетесь на лад влево).
Если все что вы здесь увидели – это набор, ничего не значащих для вас кружочков, то внесем ясность.
Существует так называемый гитарный звукоряд. На нем отображено расположение нот на грифе гитары: